ОАО «Кировское авиапредприятие»
(«Кировавиа») прекратило самостоятельную работу на местном рынке
авиаперевозок, передав эти функции авиакомпании «ЮТэйр». Таким
образом региональные власти реструктурировали функционал
собственной компании для более эффективного управления аэропортовым
комплексом, а «ЮТэйр» укрепил позиции на рынке межрегиональных
авиаперевозок, констатируют аналитики.
О подписании соглашения о сотрудничестве между
правительством Кировской области, компанией «Кировавиа» и «ЮТэйр»
сообщила пресс-служба регионального правительства. Согласно
документу, парк пассажирских самолетов «Кировавиа» (два самолета
Ан-24) передается в аренду дочерней структуре федерального
авиаперевозчика — компании «ЮТэйр-Экспресс» (специализируется на
перевозке пассажиров самолетами Ан-24, Ан-26, парк компании
насчитывает более 20 машин). Сотрудники «Кировавиа», обеспечивающие
пассажирские перевозки, будут переведены в «ЮТэйр». Само же ОАО
«Кировское авиапредприятие» сосредоточится на обеспечении работы
наземной инфраструктуры аэропорта.
На начальном этапе «ЮТэйр-Экспресс» будет
работать на маршруте Киров — Москва, рейсы по которому уже
осуществляются с понедельника по пятницу один раз в день (в
перспективе частота возрастет до двух перелетов ежедневно), а также
свяжет регион с Нарьян-Маром. В планах «ЮТэйр-Экспресс» также
значится организация линейной станции технического обслуживания
воздушных судов на основе кировской авиатехнической базы. Как
сообщил „Ъ“ генеральный директор ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» Андрей
Мартиросов, после завершения реконструкции взлетно-посадочной
полосы кировского аэропорта (ввод аэродрома в эксплуатацию намечен
на конец этого года — „Ъ“) парк самолетов, работающих на его базе,
может быть пополнен более вместительными и экономичными судами,
такими как ATR-42 например, находящимися в собственности самого
«ЮТэйра».
• ОАО «Кировское авиапредприятие» создано в
январе 2005 года на базе активов одноименного госпредприятия
(здание аэровокзала, воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-2, вертолеты
Ми-2 и инфраструктура аэропорта, не вошедшая в федеральную
собственность). 100% акций общества принадлежат правительству
Кировской области. Пассажирооборот в 2008 году — 43,75 тыс. человек
(рост к 2007 году — более 38%), выручка — 374,6 млн руб., прибыль
до налогообложения — 9,7 млн руб.
• ОАО «Авиакомпания ЮТЭйр» — один из ведущих
российских авиаперевозчиков и один из лидирующих мировых операторов
вертолетной техники. В авиапарке — 200 вертолетов и 155 самолетов.
В первом квартале 2010 года «ЮТэйр» перевез 945 тыс. пассажиров
(рост — 63%). За девять месяцев 2008 года выручка составила 22,7
млрд руб., чистая прибыль — 30,9 млн руб. (за тот же период 2007
года — 394,8 млн руб.). Основными акционерами являются структуры,
близкие «Сургутнефтегазу», генеральный директор авиакомпании Андрей
Мартиросов владеет 0,044% акций.
О намерении реструктурировать функционал ОАО
«Кировское авиапредприятие» для более эффективного управления
аэропортовой компанией кировский губернатор Никита Белых заявил в
прошлом году. «В рамках одной организации совмещать две
взаимоисключающие бизнес-задачи невозможно. ОАО «Кировское
авиапредприятие» с одной стороны занималось и продолжает заниматься
эксплуатацией аэропорта — поэтому заинтересовано в максимальном
привлечении различных авиакомпаний, поскольку получает с этого
деньги. С другой стороны, оно же и осуществляло авиаперевозки —
поэтому заинтересовано в том, чтобы сохранять свое монопольное
положение на рынке. В рамках одной организации это противоречие
неразрешимо», — пояснял он в своем блоге.
До сих пор «Кировавиа» действительно оставался
единственным перевозчиком местного аэропорта. И хотя за последний
год о планах запустить рейсы в столицу на самолетах Embraer-120
заявляла авиакомпания «Регион-Авиа», те же намерения анонсировал
«Руслайн» с Bombardier CRJ-200, а областные власти активность
перевозчиков поддерживали, ни один из проектов пока не реализован.
Как пояснил коммерческий директор «Регион-Авиа» Алексей Марчуков,
компании не удалось достичь понимания с руководством аэропорта и
поэтому планы выхода в регион пришлось отложить. В «Руслайне»
ссылаются на то, что кировский аэропорт был не приспособлен для
приема судов авиакомпании: отсутствовало оборудование против
обледенения корпусов машин. В «Кировавиа», впрочем, подчеркивают,
что по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве с
авиаперевозчиками.
Комментируя соглашение кировских властей с
«ЮТэйром», аналитики напоминают о стратегии перевозчика,
ориентированного на продвижение межрегиональных рейсов.
«Компания активно работает над тем, чтобы захватить как
можно большую долю внутреннего рынка пассажирских авиаперевозок, —
говорит аналитик ИФК „Метрополь“ Андрей Рожков. — О ее успехах на
этом поприще свидетельствует растущая динамика пассажиропотока,
которая в основном достигается как раз за счет внутренних
рейсов». «Стремление кировских властей передать
авиаперевозки более стабильной с финансовой точки зрения компании
понятно — кризис сильнее всего сказался на небольших региональных
перевозчиках», — добавляет аналитик ИК «Тройка диалог» Кирилл
Казанли, отмечая характерную для последних лет тенденцию перевода
парка самолетов и маршрутов небольших региональных авиаперевозчиков
на обслуживание более устойчивых в финансовом плане компаний. Так,
аналогичная сделка состоялась в конце 2006 года у Перми: ФГУП
«Пермские авиалинии», на тот момент кроме аэропорта управлявшее
одноименной авиакомпанией, заключило код-шеринговое соглашение с S7
Airlines и таким образом прекратило самостоятельную работу на
пермском рынке авиаперевозок. По прогнозам господина Казанли,
практика заключения подобных соглашений региональных властей и
крупных перевозчиков продолжится.