Общие доходы группы компаний в 2005 г. составили 1,185 млрд
долл. Менеджмент выполнил обещание, данное акционерам
Алексей Виноградов
Национальная торговая сеть «Перекресток»
добилась в 2005 г. выполнения амбициозных планов, которые, как не
раз заявлялось ранее, потребовали от всех подразделений
беспрецедентной мобилизации сил. Чистая выручка по МСФО выросла на
53,6% – до 1,014 млрд долл. «Изначально мы рассчитывали лишь
подойти к планке в 1 млрд долл. выручки, – признался в эфире РБК-ТВ
весьма осторожный в прогнозах финансовый директор «Перекрестка»
Виталий Подольский. – Но итоговая цифра оказалась выше, что нас
радует и подтверждает серьезность планов активного развития
компании на будущее». ЗАО «Торговый дом «Перекресток» основан
«Альфа-Групп» в 1995 г. По состоянию на середину прошлого года,
«Альфа-Групп» контролировала более 80% бумаг ЗАО через
зарегистрированную в Гибралтаре компанию Perekrestok Holdings
(остальные акции распределены между менеджментом и международным
инвестфондом Templeton). По итогам 2004 г. чистая выручка
«Перекрестка» по МСФО составила 660 млн долл., операционная прибыль
– 30 млн 246 тыс. долл., чистая прибыль – 16 млн 847 тыс. долл. В
первом полугодии 2005 г. выручка группы по МСФО в годовом выражении
возросла на 55% – до 467 млн долл. EBITDA увеличилась на 33% – до
более чем 34 млн долл., чистая прибыль – на 11,2% (до 15 млн
долл.). Большая часть финансовых показателей года еще не объявлена.
Эксперты ранее отмечали растущий вклад регионов в общую выручку
компании (в 2004 г. доля регионов увеличилась с 6,4% до 20,2%, а по
итогам шести месяцев 2005 г. – почти до 40%). В 2005 г. группа
учредила новые региональные филиалы («Татарстан» и «Украина») и
открыла, помимо столичного региона, магазины в Петербурге, Казани,
Чебоксарах и еще ряде городов РФ, а также в Киеве. Впрочем, по
словам Виталия Подольского, рекордный рост показателей пришелся на
давно работающие магазины в Москве (17,8%) и Петербурге (более
30%). И этот резерв «внутреннего роста», по словам финансового
директора группы, не исчерпан. В частности, в рамках сокращения
издержек «Перекресток» уменьшил количество работников на каждый
магазин на 20% и намерен сократить еще на 10%. «Результаты
«Перекрестка» весьма впечатляющие, – считает аналитик ИК «ФИНАМ»
Ольга Самарец. – Рост выручки более чем на 50% – это очень хороший
показатель даже для бурно развивающегося российского ритейла. Для
сравнения – оборот «Седьмого континента» в прошлом году увеличился,
по данным компании, на 44%». «Уже хорошо то, что компания уложилась
или даже чуть превысила собственные прогнозы по выручке, что
удалось не всем конкурентам сети, – считает Юлия Кнунянц из ИК
«Антанта Капитал». – Что касается темпов открытия новых магазинов,
то они ниже, чем у некоторых других сетей. Но это не значит, что
все плохо: у каждого своя стратегия развития, ориентированная на
различные показатели и разный сегмент рынка. "Перекресток", на мой
взгляд, занимает специфическую нишу где-то между "Седьмым
континентом" и "Пятерочкой"». «"Перекресток" уделяет
повышенное внимание к операционной эффективности, демонстрируя, в
частности, рост выручки каждого магазина», – говорит Михаил
Красноперов из ИФК «Метрополь». Ольга Самарец, отмечая, что
«Перекресток» немного «не дотянул» до ожидавшегося количества
магазинов – в 2005 г. его планировалось довести до 137, говорит
что, тем не менее, налицо «активная региональная экспансия сети,
которая способствует значительному росту оборота и укреплению
позиций «Перекрестка» на рынке». Однако, по мнению аналитика,
«компании следует задуматься и о повышении рентабельности, которая
в последние годы была ниже, чем у конкурентов (по прогнозам ИК
«ФИНАМ», чистая рентабельность компании в 2005 г. осталась на
уровне 2004 г. – порядка 3%. У того же «Седьмого континента» этот
показатель по итогам прошлого года был на уровне 6%»)». По словам
Виталия Подольского, на показателях рентабельности, разумеется, не
могли не сказаться темпы роста компании, о снижении которых на
следующий год и речи нет. Инвестиционная программа «Перекрестка» на
ближайшее время составляет рекордную для рынка цифру – не менее 350
млн долл., которые компания намерена привлечь как благодаря
традиционным внутренним ресурсам (акционеры решили повременить с
дивидендами – вся прибыль направляется на развитие), так и за счет
кредитов и «рынка рублевых обязательств». Высокие темпы развития
диктуются рынком – с одной стороны, его возможности «остаются
безграничными», с другой – конкуренция на нем растет. «Не в
последнюю очередь за счет западных сетей, завоевывающих все более
значительную долю», – говорит финансовый директор
«Перекрестка».