Новый президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон начал с
масштабных сокращений на заводе. Численность крупнейшего
автоконцерна будет сокращена на 11,2%
Бывший гендиректор группы ГАЗ Бу Андерссон, назначенный президентом
«АвтоВАЗа» еще в ноябре 2013 г., приступил к своим обязанностям 14
января. И уже первые шаги нового руководителя оказались
решительными. Вчера компания объявила, что до конца 2014 г.
численность концерна сократится на 7500 сотрудников.
Соответствующий приказ уже подписан, сообщил представитель
«АвтоВАЗа». Сколько в результате будет уволено людей, он говорить
отказывается. По данным независимого профсоюза «Единство», из 7500
мест 5000 — рабочие (председателя профсоюза Петра Золотарева
цитирует «РИА-Новости»). Представитель «АвтоВАЗа» лишь отмечает,
что будет сокращено 2500 позиций руководителей, специалистов и
служащих, а численность рабочего персонала будет снижена за счет
тех, кто выходит на пенсию, закрытых вакансий и «перераспределения
численности между производствами и подразделениями». Сейчас на
«АвтоВАЗе» работает 66 500 человек, сообщил представитель
завода.
Профсоюз «АвтоВАЗа» будет контролировать процесс снижения
численности, сотрудники знали о сокращениях, передал «Интерфакс»
слова председателя официального профсоюза Сергея Зайцева. Золотарев
заявил, что независимый профсоюз не информировали о сокращениях,
пишет «РИА Новости».
«Мы как акционеры приветствуем все меры, направленные на повышение
эффективности предприятия», — сказал «Ведомостям» представитель
альянса Renauit-Nissan (вместе с «Ростехом» владеют 74,5%
автоконцерна). Получить комментарии представителя «Ростеха» не
удалось. Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий промышленность,
заявил, что пока не видел сообщения «АвтоВАЗа» о планируемых
сокращениях персонала и не будет его комментировать (его слова
передал «Прайм»).
Снижение численности сотрудников нужно, чтобы улучшить
финансово-экономическое положение завода, усовершенствовать
организационную и производственную структуру и оптимизировать
затраты во время падения продаж, перечисляет представитель. Весь
комплекс неотложных мер включает более 120 мероприятий: кроме
оптимизации персонала, снижение закупочных цен, сокращение общих
затрат и др., приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова
Андерссона.
В январе — сентябре 2013 г. расходы «АвтоВАЗа» на оплату труда
составили 13 млрд руб. (10,78% от себестоимости) и столько же —
годом ранее (10,9% от себестоимости), следует из квартальных
отчетов компании. В январе — ноябре 2013 г. отгрузка «АвтоВАЗа»
упала на 20,6% до 412 676 шт. (при производстве 431 508 шт.), по
данным «АСМ-холдинга». По оценке Ассоциации европейского бизнеса
(АЕБ), в 2013 г. российский рынок легковых автомобилей и LCV
сократился на 5% до 2,78 млн шт., продажи Lada — на 15% до 456 309
шт. По прогнозам АЕБ и других экспертов, сокращение рынка
продолжится и в 2014 г. По оценке аналитика «ВТБ капитала»
Владимира Беспалова, чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО в 2013 г.
составит 6,9 млрд руб., по итогам 2014 г. — 2,2 млрд руб.
«АвтоВАЗ» уже проводил масштабные сокращения (примерно на 30 000
человек) — в кризисный 2009 год, напоминает аналитик ИФК
«МЕТРОПОЛЬ» Андрей Рожков. «На начало 2009 г. на
«АвтоВАЗе» работало около 105 000 человек. Такая численность была
неоптимальной и для докризисного периода. Пришлось делать выводы —
неприятные, социально сложные», — вспоминал осенью 2013 г. в
интервью «Ведомостям» экс-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров.
Оптимизацию штата «АвтоВАЗ» проводил и после 2009 г., но она была
менее заметна, отмечает Рожков.
Если «АвтоВАЗ» хочет повторить успех, который под руководством
Карлоса Гона продемонстрировали Renault и Nissan, то на одного
сотрудника должно приходиться 20 выпущенных автомобилей, продолжает
Рожков. По итогам 2013 г. у «АвтоВАЗа» на одного сотрудника
приходилось девять машин, отмечает он. По оценке Рожкова, повысить
показатель поможет не только сокращение штата, но и контрактная
сборка. По его подсчетам, в 2014 г. выпуск автомобилей на
«АвтоВАЗе» за счет заказов Renault и Nissan может возрасти минимум
на 15%. В прошлом году «АвтоВАЗ» по контрактной схеме выпускал
только одну модель — Nissan Almera (около 20 000 шт.), в 2014 г. к
ней прибавятся сразу несколько моделей Renault и Datsun (суббренд
Nissan).
Вчера привилегированные акции «АвтоВАЗа» к 19:26 мск подорожали на
2,2%, обыкновенные акции — на 0,87%. Капитализация компании
составила 23 млрд руб. Индекс ММВБ снизился на 0,05%.
www.vedomosti.ru/auto/auto-market-news/news/21755061/avtovaz-planiruet-sokratit-10-sotrudnikov-v-2014-godu