Группа ГАЗ, просившая помощи у правительства,
вынуждена спасаться сама. И это ей удается — растет выручка,
падают издержки и дебиторская задолженность. И лишь долговое бремя
остается неизменным
Глеб Столяров
Выручка группы ГАЗ от продажи автомобилей за
I квартал составила 11,3 млрд руб. (план был 10 млрд
руб.), в том числе в марте — 4,56 млрд руб., в
1,5 раза больше, чем в январе. При этом общая выручка компании
за январь — март составила 18,53 млрд руб., говорится в
презентации компании держателям облигаций (копия есть у
«Ведомостей»). В эту сумму входит и взысканная с клиентов
дебиторская задолженность, отметил источник, близкий к группе ГАЗ.
С октября по март она сократилась в 1,5 раза до
16,04 млрд руб., говорится в презентации.
Также ГАЗ агрессивно сокращает коммерческие
(затраты на продажу машин) и управленческие расходы. Коммерческие с
октября по март упали почти вдвое до 250 млн руб. На персонал
компания в марте потратила 647 млн руб. — на
33% меньше, чем в октябре. Численность сотрудников с октября
по март снизилась в 1,4 раза до 84 522 человек. Это
не предел, ведь группа ГАЗ уже обещала кредиторам довести к концу
полугодия численность работников до 60 000 человек.
Наконец, чистый оборотный капитал группы ГАЗ в
I квартале снизился почти вдвое до 12,9 млрд руб.
Практически не сократилась только кредиторская задолженность. В
октябре она была равна 26,88 млрд руб., а в марте —
24,99 млрд руб.
Группу ГАЗ начало лихорадить еще осенью. А в
начале года компания попросила правительство предоставить
госгарантии по кредитам на 10 млрд руб. Заявка ГАЗа была
первой, рассмотренной и одобренной комиссией под председательством
вице-премьера Игоря Шувалова еще в начале марта. Но помощи от
властей компания пока так и не получила.
ГАЗ очень успешно выполняет антикризисный план,
добавляет аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина. Она допускает, что
уже к августу группа ГАЗ сможет выйти на безубыточный
уровень. Важно, что у компании так снизился оборотный
капитал, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. На падающем
рынке это просто необходимо. Денег на финансирование своей
деятельности компании нужно все меньше, а это позволит ГАЗу
сократить или отказаться от традиционных для автопрома кредитов на
оборотный капитал, отмечает Пак.
Но одна из основных проблем группы ГАЗ —
реструктуризации долга перед банками (равен 40 млрд
руб.) — пока не решена, напоминает Сорокина. С помощью
чиновников ГАЗ сейчас пытается договориться с
12 банками-кредиторами о пятилетней рассрочке платежей.
Сотрудник одного из банков-кредиторов заверил «Ведомости», что
вопрос должен быть решен очень скоро, предварительный
дедлайн — 20 апреля. А вот с держателями облигаций
(4,5 млрд руб.), подписавшими соглашение о реструктуризации до
конца 2010 г., ГАЗ уже начал расплачиваться: компания
выполнила свои обязательства за I квартал (480 млн руб.)
на треть, говорит сотрудник компании — держателя бумаг.
Представитель группы ГАЗ от комментариев
отказался.