Компания SsangYong Motor, четвертый по объему
автопроизводитель Южной Кореи, приостановил поставки автомобилей в
Россию из-за скачков курса рубля и не намерен их возобновлять до
укрепления российской валюты. Компания Sollers, официальный
дистрибьютор Ssang Yong в России, подтвердила, что приостановка
поставок стала их совместным решением. Ранее еще ряд
автопроизводителей говорил о полной или частичной приостановке
работы в России
M24.ru выясняло, какие марки и модели машин
больше нельзя будет купить у нас в официальных автосалонах, а какие
остаются и даже увеличивают количество.
Кто ушел
Kia Cerato Coup Купе корейского производителя Kia больше недоступно
к заказу в России. Сейчас дилеры продают то, что осталось на
складах.
Hyundai
Hyundai Genesis Coupe – еще одно купе, которое в
салонах больше не найти.
Nissan
Японский концерн Nissan прекратил поставки
довольно популярных Tiida и Note. На смену первой придет авто на
платформе Sentra отечественной сборки, Note пока заменить
нечем.
Audi
Российские автолюбители также лишились еще
одного купе - из-за низкого спроса на модель TT ее тоже больше не
будут поставлять. Вероятно, в продаже появится обновленная модель,
но планы немцев пока неясны.
Subaru
Несладко придется и немногочисленным
"субаристам" – одна из легендарных моделей Subaru, Impreza, тоже
больше не приедет. Спрос на нее небольшой – за полгода с момента
поставок было продано 25 машин из запланированных 50.
ZAZ и "Богдан"
Не осталась в стороне и Украина: прекратились
поставки популярных в России ZAZ Vida (копия Chevrolet Aveo) и не
очень популярных "Богданов" (почти копия ВАЗовской "десятки").
Фото: ТАСС/Валерий Матицын
Peugeot и Citroen
Автоконцерн PSA Peugeot Citroen намерен остаться
на российском рынке, но планирует сократить число моделей с 30 до
15-20.
Так, из-за слабого спроса уже не купить хэтчбек
DS5 и Peugeot RCZ. Также Citroen продает остатки С4 иностранного
производства, но автомобили калужской сборки по-прежнему будут
доступны.
Ссылки по теме
Московский завод Renault возобновил выпуск
автомобилей
Opel покидает российский рынок
Цены на Opel в России могут вырасти на 20 процентов
Mitsubishi
Mitsubishi Lancer зарубежного производства тоже
не выдержал конкуренции – мало того что седан местной сборки стоит
дешевле, так Mitsubishi вообще хочет сосредоточиться на кроссоверах
и прекратить серию Lancer.
Honda
Ушла с российского рынка еще одна легендарная
модель – Honda Civic, пережившая несколько поколений производства.
Причина та же, что и у многих – падение спроса: седан не
выдерживает конкуренции с более дешевыми "одноклассниками".
Volkswagen Group
Volkswagen Group не так заметно для рынка уводит
свои бренды: уже ушел испанский Seat, Skoda пока не планирует
привозить в Россию новые Fabia и Superb, а Roomster вообще
перестали продавать. Некоторые эксперты прогнозируют прекращение
поставок некоторых моделей самого Volkswagen, в частности, Golf
иностранного производства.
При этом немецкий концерн намерен сэкономить и
развивать местное производство.
Dodge
Еще один незаметный уход – Dodge. Fiat Chrysler
Automobiles, которому принадлежит марка, убрал автомобили, что
почти не сказалось на продажах – эти "американцы" не так популярны
в России.
General Motors
Автопроизводитель приостановит работу завода по
сборке Opel, расположенного в Санкт-Петербурге, там собирали Astra
и Antara. Также в России собирают некоторые модели Chevrolet
(Captiva, Cruze и Trailblazer), их производство законсервируют.
"Ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение
уровня локализации", - отметил гендиректор Opel Group Карл-Томас
Нойманн.
Стоит отметить, что некоторые модели машин
периодически пропадают из продажи - это, по словам аналитика по
транспорту и ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия
Баранова, "нормальная практика" для автопрома.
"В такой практике мировых автоконцернов нет
ничего необычного и не стоит это расценивать как нежелание работать
в России. Другим объяснением ухода некоторых моделей с российского
авторынка могут быть их низкие продажи - компания закладывала в
план одни показатели, а на практике вышли другие", - отмечает
эксперт.
Кто остается
General Motors планирует сконцентрироваться на марке Cadillac и
премиальных Chevrolet – Corvette, Camaro и Tahoe. Кроме того,
продолжится производство так называемой шеви Нивы (Niva Chevrolet),
"детища" совметсного предприятия "GM-АвтоВАЗ".
Альянс Renault-Nissan, несмотря на вывод Tiida и
Note, заявил о том, что российский рынок для него стратегически
важен, так что компания не намереваются уходить отсюда. При этом
недавно был вновь запущен конвейер на заводе Renault в Москве,
приостановленный "для оптимизации производства". В настоящее время
на столичном заводе "АвтоФрамос" выпускаются популярные в том числе
в Москве седаны Logan и Fluence, хэтчбеки Sandero, а также
кроссовер Duster. Помимо этого, на заводе в Тольятти производят
Logan и Lada Largus - адаптированный Dacia Logan
Завод "ПСМА Рус", где делают Peugeot, Citroеn и
Mitsubishi, также не планируют закрывать – приостановку конвейера в
компании связали с плановым обслуживанием аппаратуры.
Предприятие Volkswagen в Нижнем Новгороде
перешло на сокращенный график работы, но о приостановке
производства речи пока не идет.
Фото: ТАСС
Концерн Hyundai-Kia, убрав непопулярные купе, намерен также
развивать локализацию. О сокращении производства на петербургском
заводе речи пока не идет.
На калининградском заводе "Автотор", где помимо
ушедших моделей GM, собирают BMW, Kia, Hyundai и китайские
грузовики Yuejin, приостановки производства также не планируется,
однако там отмечают, что General Motors занимал треть мощностей
предприятия.
Свое намерение остаться в России подтвердил и
Toyota: в компании считают, что российский рынок является
достаточно перспективным.
Добавим, что, по мнению Баранова, GM может
вернуть Opel и массовые модели Chevrolet, исходя из заявления
компания - General Motors оставляет сервисные центры и канал
поставки запчастей. "Не исключено, что эти марки вернутся в Россию
в течение ближайших нескольких лет. Тем более, что они хорошо
известны у нас и продавалось их немало", - подчеркнул эксперт.
Почему автоконцерны уходят и чем грозит сокращение модельного
ряда
По словам экономического обозревателя M24.ru Константина Цыганкова,
ключевой риск для производителей – в валюте: непонятно, что будет с
курсом доллара относительно рубля, насколько дорогим будет
производство и импорт материалов, а также другие дополнительные
издержки.
"Непонятно, зачем что-то производить и
продавать, если нет спроса, ведь по последним данным, рынок продаж
упал на 40%", - отметил Цыганков.
Оставшиеся на складах модели дилеры будут
продавать со скидкой – по мнению эксперта, остатки обычно уходят с
дисконтом до 25-30%. "Бывает и до 50%, но это когда их никто не
покупает", - подчеркнул он.
"Вечер": SsangYong приостанавливает поставки машин в Россию
При этом пропажа некоторых автомобилей из
салонов и сокращение модельного ряда может отразится не только на
ассортименте. Как считает Цыганков, останутся центры по продаже
запчастей, но детали вырастут в цене: производитель будет
выставлять максимальную стоимость, чтобы окупить все возможные
потери.
Кроме того, консервация заводов приведет к
потере работы у некоторого числа сотрудников и, соответственно,
сокращениям в смежных областях.
Кто в "группе риска"
Предугадать, кто покинет автомобильный рынок, невозможно – эксперты
в один голос твердят, что тут возможен любой исход.
Как рассказал M24.ru старший
аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Андрей
Рожков, планировать уход компаний с рынка сложно – ситуация может
измениться в любой момент.
Директор портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив
пояснил M24.ru, что уйти могут вообще все, но этого, скорее всего,
не случится. "Останутся корейские автопроизводители, немецкие – в
России для них хороший рынок. Остальным компаниям, выпускающим по 4
миллиона машин в год и продающим тут 10-20 тысяч, это просто
неинтересно", - считает эксперт.
В числе производителей, которые могут уйти из
России, Дацкив назвал Land Rover-Jaguar и Subaru – компании,
которым невыгодно держать тут автосалоны из-за низкого спроса.
При этом директор "Автодилер.ру" считает, что
возвращаться брендам в Россию нет смысла – "лучшее время для
автопрома уже прошло". По словам Дацкива, в ближайшие 10 лет
ситуация на рынке мало изменится, и автогигантам уже и так все
ясно: у кого какая доля в продажах, что россияне покупают охотнее,
а что их совсем не интересует.
Кто заменит ушедших
Ранее Ford объявил о скидке на некоторые модели – это обусловлено
падением спроса и стабилизацией курса рубля.
Например, Ecosport подешевеет на 9-12% (скидка
составит 134 тысячи рублей), Focus и Kuga — на 7-11% и 4-6%
соответственно (105 тысяч), Explorer – на 3-4% (110 тысяч рублей).
При этом Ford даст скидку по trade-in в рамках госпрограммы
обновления автопарка.
Таким образом, американский автопроизводитель
может перехватить часть продаж, оставшихся после ухода некоторых
компаний. По мнению Дацкива, свою часть заберет и корейский
автопром, традиционно популярный в России.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
По словам начальника управления бизнеса ГК "Автомир" Алексея
Пономарева, введение интересных предложений для клиентов должно
сгладить негативные тенденции, но спрос все равно будет уменьшаться
в первой половине 2015 года. Наибольший спад продажи показали в
начале года: в январе-феврале относительно декабря 2014 -го падение
составило около 60%.
В то же время некоторые компании объявили о
локализации производства и дальнейшему продвижению своих машин на
российском рынке. Например, уже в этом году планируется к открытию
цех по сборке Volkswagen.
Сергей Блохин
http://www.m24.ru/articles/69137