Мария Цыбульская
Иностранные производители автомобилей рассказали
о продажах новых иномарок в России за первый квартал 2007 года.
Вопреки ожиданиям аналитиков стремительный рост продаж сохранился,
а позиции прошлогоднего лидера на рынке – «Форда» – всерьез
угрожает другой американский бренд. По данным Ассоциации
европейского бизнеса, за первый квартал 2007 года объемы продаж
новых иномарок в России выросли на 74% по сравнению с тем же
периодом прошлого года. Всего в первом квартале было продано 295
469 машин. То есть рекордный рост продаж, наблюдавшийся в прошлом
году, когда впервые число проданных иномарок в России превысило
продажи отечественных автомобилей, сохранился и по сей день. Хотя
аналитики предсказывали снижение темпов продаж иномарок. Тенденция
к расширению рынка осталась прежней, а вот некоторые перестановки в
рейтинге производителей все же намечаются. Основные изменения
произошли в десятке лидеров. Пока первую строчку по-прежнему
занимает Ford, продавший 39 071 автомобиль. А на второе место с
шестого внезапно вырвался Chevrolet, продав 36 735 машин (включая
модель Chevrolet Niva). По словам аналитиков, борьба за первое
место между этими брендами может стать главной интригой этого года.
Большую долю продаж обоим маркам дают автомобили бюджетного
сегмента. У Ford это бестселлер российской сборки – Focus II,
объемы производства которого будут увеличены. А Chevrolet со своей
стороны с новой силой взялся продвигать на нашем рынке модели
Lanos, Aveo и Lacetti. По словам консультанта по автопрому компании
Ernst & Young Ивана Бончева, успех марки обусловлен грамотной
маркетинговой политикой. «Chevrolet ведет сейчас очень агрессивную
политику по захвату рынка. Это выражается и в обширной рекламной
атаке, и в кредитных программах», – рассказал Бончев. По мнению
аналитиков, хотя делать прогноз на итоги года еще рано, но у
«Шевроле» действительно неплохие шансы отнять первенство у «Форда»,
один из его козырей – более широкий модельный ряд в бюджетном
сегменте. Опять же с помощью грамотного маркетинга завоевывает
новые позиции на рынке другой бренд концерна General Motors – Opel.
В конце прошлого года рост его продаж составил 113%, а в этом – уже
243%, однако пока это не позволило ему подняться выше 11-го места в
рейтинге. Другой игрок той же категории – Hyundai –продолжает
терять свои позиции. Со второго места он опустился на четвертое,
пропустив вперед не только Chevrolet, но и Toyota. Причина,
названная еще в прошлом году, – неспособность компании обеспечить
рынок достаточным количеством своих машин. По словам
аналитика компании «Метрополь» Александра Жукова, если рост продаж
иномарок сохранит сегодняшние темпы, доля отечественных автомобилей
на рынке заметно уменьшится к концу года. «Мой предварительный
прогноз, который, видимо, придется пересмотреть, выглядел так: к
концу года всего в стране может быть продано 2 млн 220 тыс.
автомобилей. Из них 63% – иномарки и 37% – отечественные
автомобили. Но опять же повторю, что, если тенденция сохранится,
доля отечественных машин будет еще уменьшаться», – рассказал
Жуков. Однако Иван Бончев с ним не совсем согласен.
Оспаривать слабое положение отечественного автопрома он, конечно,
не берется, но, что касается перспектив, он более оптимистичен в
отношении АвтоВАЗа. «Вскоре должна выйти на рынок новая модель Lada
Priora, и если компания будет грамотно позиционировать ее на рынке,
она может оказаться конкурентоспособной», – считает эксперт. По его
словам, неудачи с продажей Lada Kalina в прошлом году обусловлены
как раз маркетинговым недочетом – модель надо было более агрессивно
продвигать на рынке, а АвтоВАЗ понадеялся на уже раскрученную
дилерскую сеть. «В итоге модель, более современная, чем Priora, не
смогла занять свою нишу на рынке». Так же не готов хоронить
отечественный автопром директор по маркетингу ОАО «Северсталь-авто»
Валерий Тараканов. «Чтобы составить конкуренцию машинам
иностранного производства, нам надо расширять свой модельный ряд и
улучшать качество продукции. Мы как раз разрабатываем программу для
улучшения продукции УАЗа». Тем не менее эксперты сходятся в том,
что вернуть первенство, потерянное в прошлом году, отечественным
автомобилям уже не удастся, даже если каждая компания расширит свой
модельный ряд.