РИА "НОВОСТИ": Затонувшая шхуна с сокровищами для Эрмитажа будет поднята в 2010 году
Светлана Янкина
Шхуна "Фрау Мария" с сокровищами для Эрмитажа, затонувшая в 1771
году у берегов Финляндии, будет поднята со дна моря к 2010 году,
сообщил на пресс-конференции во вторник президент
благотворительного фонда "Спасение национальных
культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов.
"Фрау Мария" перевозила ценности для пополнения коллекции
Зимнего дворца по заказу императрицы Екатерины II. В октябре 1771
года судно попало в шторм и затонуло у берегов Швеции, в нынешних
территориальных водах Финляндии.
"Мы бы хотели сказать, что за два года удастся осуществить все
необходимые мероприятия и в 2010 году можно было бы реально
увидеть, какие тайны скрывает этот корабль", - сказал он.
Список "Фрау Марии"
В трюме "Фрау Марии" на глубине 41 метр находятся купленные для
Екатерины II на аукционе в Амстердаме картины голландских
художников, а также фарфор и предметы декоративно-прикладного
искусства из бронзы и драгметаллов.
"При изучении архивов с целью определить, какие картины были
приобретены для Екатерины II, удалось обнаружить документы об
аукционе. Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе
они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников 16-17
веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100
миллионов евро", - рассказал Тарасов.
Известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена,
Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное
произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу.
"Если остальные картины приобретались за 36-150 гульденов, то
триптих Доу был куплен за 15 тысяч гульденов", - пояснил
Тарасов.
Специалисты рассчитывают, что картины были упакованы не в ящики,
а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на
значительную степень сохранности полотен. Косвенно об этом
свидетельствуют данные об экспедициях для подъема шхуны, которые
снаряжала Екатерина II в течение трех лет после ее крушения.
По словам замдиректора Эрмитажа Георгия Вилинбахова,
реставраторы музея, хотя прежде и не сталкивались с поднятыми с
морского дна предметами, уже прорабатывают вопрос сохранности и
спасения груза "Фрау Марии".
"В течение 2009 года мы будем делать наработки по этому вопросу,
чтобы мы понимали, с чем можем столкнуться в случае, если вещи
будут найдены и будет что реставрировать", - сказал он.
Поднять нельзя оставить
По словам Тарасова, переговоры о подъеме "Фрау Марии" проходили
на уровне первых лиц России и Финляндии.
Во вторник впервые на российской территории состоялась
международная встреча с участием руководителей фондов "Крейсер
"Варяг" и "Спасение национальных культурно-исторических ценностей",
специалистов и экспертов из России, Швеции, Финляндии и
Нидерландов, по итогам которой были представлены две концепции
подъема ценностей на сушу.
Как отметил генеральный директор "Балтспецфлота" Андрей Шпигель,
первый вариант предполагает подъем только ценностей, а второй -
судна с грузом.
Приоритетным называется именно второй вариант: под корпус хорошо
сохранившейся шхуны будут продеты мягкие стропы, и с помощью
плавкрана и двух понтонов она будет поднята на поверхность, после
чего заведена в док, чтобы, по словам Шпигеля, "можно было спокойно
без риска для жизни водолазов достать груз".
В течение 2009 года будут проводиться исследования, в том числе
рисков для сложившейся подводной экосистемы.
"Это необходимо, чтобы концепция стала реальным проектом", -
сказал директор "Балтспецфлота".
Чье ничье?
Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их
реального обнаружения - России, Финляндии или еще какой-то стране,
остается открытым.
Эксперты, ссылаясь на деликатность ситуации, говорили, что груз
"Фрау Марии" - достояние всей Европы, которое нужно представить в
виде передвижной экспозиции.
Вместе с тем, специалисты отмечают, что Россия, являясь
правопреемницей собственности царской империи после 1917 года,
вправе предъявить свои права на груз затонувшей "Фрау Марии".