Михаил Кукушкин
«Альфа-Групп» хочет купить Домодедово на деньги
Внешэкономбанка
Аэропорт Домодедово официально не продается
Аэропорт Домодедово вновь оказался вчера в центре внимания.
Несмотря на то что владельцы аэропорта ни разу не подтвердили слухи
о намерении его продать, потенциальных покупателей прибавилось. В
их числе теперь «Альфа-Групп», которая намерена купить Домодедово с
помощью кредита Внешэкономбанка (ВЭБ). Эксперты считают, что
«Альфу» можно считать реальным претендентом на актив.
Заместитель председателя ВЭБ Михаил Полубояринов сообщил вчера,
что в банк поступила заявка на кредитные средства от компании А1 —
инвестиционного подразделения консорциума «Альфа-Групп». «Сейчас
рассматриваем финансовую модель и денежные потоки», — приводит его
слова Интерфакс. По словам зампредседателя банка, предварительный
анализ заявки, который идет сейчас, займет еще одну-две недели, но
затем потребуется более глубокая, комплексная экспертиза, на
которую потребуется «не менее трех месяцев». Представитель А1
Андрей Кочеров вчера подтвердил «МН», что его компания
действительно рассчитывает приобрести Домодедово при финансовой
поддержке ВЭБ, но более подробно обсуждать эти планы не захотел.
Представители Домодедово отказались от комментариев возможной
продажи аэропорта.
Домодедово, крупнейший гражданский аэропорт России и
единственный частный в первой тройке воздушных гаваней Московского
авиаузла, традиционно отличается информационной закрытостью.
Достоверно неизвестна даже структура его собственности, хотя
участники рынка считают его владельцами предпринимателей Дмитрия
Каменщика и Владимира Когана. Сами Каменщик и Коган этого никогда
прямо не признавали. Информация о том, что они ищут покупателя на
свой актив, появившаяся в конце прошлого года, также является
неофициальной. Предполагаемые владельцы и пресс-служба аэропорта ни
разу ее не подтвердили и не прокомментировали.
Тем не менее уже несколько претендентов проявили интерес к
объекту. Первым публичное заявление на эту тему сделал миноритарный
акционер аэропорта Внуково Виталий Ванцев. За ним председатель
совета директоров группы «Ренова» Виктор Вексельберг. У группы
«Ренова» с 2003 года уже есть богатый опыт в авиаотрасли: она
управляет екатеринбургским аэропортом Кольцово, в котором она
провела масштабную реконструкцию. А в конце прошлого года группа
выиграла конкурс на право управлять еще одним важным региональным
аэропортом — Курумоч.
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова пошла дальше ни к чему не
обязывающих заявлений. Сообщалось, что она подала заявку в
инвестиционный банк Goldman Sachs, который владельцы Домодедово
якобы уполномочили подготовить продажу аэропорта. Для
финансирования покупки «Сумма» рассчитывает привлечь средства
Сбербанка.
«Альфа-Групп», которая располагает активами в финансовой,
нефтяной, телекоммуникационной сферах и других отраслях, до сих пор
не имела опыта управления аэропортами, как, впрочем, и «Сумма». В
2004 году «Альфа» участвовала в конкурсе на управление
государственным аэропортом Шереметьево и даже считалась наиболее
вероятным претендентом на победу в нем. Однако в конечном счете
правительство России отказалось тогда от намерения привлечь в
Шереметьево стороннюю управляющую компанию. Аэропорт остался в
руках ОАО со 100-процентным государственным участием, а
«Альфа-Групп» — вне аэропортового бизнеса. В 2009 году группа
сделала попытку зайти в авиаотрасль с другой стороны, организовав
низкобюджетную авиакомпанию «Авианова». Этот проект оказался еще
более неудачным. В прошлом году авиакомпания закрылась из-за
убыточности.
«Альфа-Групп» — один из самых серьезных в России
многопрофильных инвесторов, говорит старший аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков, и ее можно считать реальным претендентом
на покупку Домодедово. «В то же время отсутствие в группе
практического опыта управления таким большим аэропортом может
создать для нее серьезные трудности», — опасается
эксперт.
Он также отмечает еще одно препятствие для совершения сделки.
Судя по неофициальной информации, владельцы Домодедово ценят свой
актив гораздо дороже, чем все претенденты, желающие его купить.
Вексельберг и Ванцев говорили, что читают справедливой ценой для
Домодедово порядка $3 млрд. На такую сумму ориентируются «Сумма» и
А1. В то же время владельцы Домодедово хотели бы получить за него
$4,5—5 млрд.
«Я думаю, что сделка вообще вряд ли будет возможна,
если продавец не сделает шаг навстречу покупателям и не снизит свои
запросы до цифры, более близкой к $3 млрд», — говорит
Рожков.
http://mn.ru/business_infrastructure/20120426/316539275.html