Наш корреспондент увидел Турку с высоты птичьего
полета
9 июля в п. Турка Прибайкальского района прошла
презентация Байкальского этапа Международной швейцарско-российской
научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет:
Леман-Байкал». Получать новые данные об экологическом состоянии
Байкала, изучать состояние воздуха, воды и суши ученые будут при
помощи дельталётов.
Экспедиция, организованная Фондом содействия
сохранению озера Байкал при поддержке Группы компаний «Метрополь» и
партнеров из Швейцарии, стала продолжением экологического проекта
«Миры на Байкале». Теперь ученые будут изучать экосистему жемчужины
Сибири не из глубины, а с воздуха. Место базирования экспедиции -
с. Истомино Кабанского района. Это позволяет охватить большую часть
территории исследований.
Программа экспедиции рассчитана на три года.
Первый этап стартовал на Женевском озере (Леман) в мае 2013 г.
Затем дельталёты перелетели через Центральную и Восточную Европу в
Псков. В июле-августе учёные планируют изучать сейсмоактивные
разломные зоны в Прибайкальском районе, берег и дельту Селенги,
Степно-Дворецкое лесничество, Кабанскую осушительно-оросительную
систему в Кабанском, почвы научного стационара Института общей и
экспериментальной биологии СО РАН в Еравнинском районах.
До этого ученые проводили исследования
Женевского озера, обнаружили несколько очагов загрязнения как воды,
так и воздуха. По словам руководителя франко-швейцарской группы
Франсуа БЕРНАРА, результаты первых замеров над Байкалом порадовали
- загрязнений пока не нашли.
«С воздуха Байкал ещё никто не исследовал, -
сказал Михаил СЛИПЕНЧУК, заместитель председателя Комитета Госдумы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии. - Были
погружения на дно озера, исследования из космоса. Но разрешение
снимков, сделанных со спутника, отличается от результатов, которые
можно получить с помощью дельталётов. В советское время, когда
наука финансировалась в необходимом объёме, использовались самолёты
и вертолёты. Сейчас это слишком дорого».
На аппаратах устанавливается уникальное
оборудование для получения информации в момент регистрации. Часть
полётов проводится только с автономно работающими приборами
дистанционного зондирования, в других участвуют пилот и научный
консультант. Замеры производятся на высоте 2-3 тысячи метров и
длятся до трех часов без приземления. Дельталёт летает со скоростью
70-145 км/ч, максимум - 170 км/ч, комфортен и прост в эксплуатации.
Средняя стоимость аппарата составляет 1,8 млн. рублей. Технические
характеристики позволяют долетать от Турки до Ольхона и
обратно.
О дальнейших планах рассказал вице-президент
Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир ЦЫРЕНОВ: «Хочется
понять, насколько велик масштаб загрязнения, помимо этого, мы хотим
получить информацию о несанкционированных рубках леса и карьерах,
лесных пожарах, браконьерстве, численности диких животных. Есть
задумки полетать около Улан-Удэ для замеров воздуха над стихийными
свалками».
Дельталёты позволят оценить процессы очищения
озера Котокель, ущерб от взрыва боеприпасов Гусиному озеру, размыв
острова Ярки и изменения уровня Байкала. С духовенством согласованы
полеты над буддийскими и православными храмами для выяснения
аномальных зон, поиски затонувшего, если верить легендам, в центре
Гусиного озера дацана. Возможно сравнение с Байкалом других озер,
включая Хубсугул.
В рамках презентации состоялись показательные
полеты. В этот день возможность участия в них была представлена
журналистам российских СМИ. Но в Турке весь день дул переменчивый
ветер, из-за которого дельталёты не могли подняться в воздух.
Оставалось брать интервью у участников экспедиции и прогуливаться
по красивой набережной.
К вечеру журналисты вернулись в Гремячинск в
отель «Байкальская ривьера», где прошла пресс-конференция
организаторов экспедиции. После нее начался банкет. Внезапно к
столу региональной прессы подошли организаторы с вестью, что ветер
стих, погода стала летной. Ни один журналист не остался за
столом!
Но до заката солнца времени осталось мало.
Приоритет был отдан снимающим - телевизионщикам и фотографам.
Забавно, что паре коллег было первоначально отказано в полете. Их
вес превышал 100 кг каждый, а при полной заправке дельталёта было
рискованно взлетать с неровной неприспособленной площадки. Они
полетели позже, когда топлива стало поменьше. Сами пилоты как на
подбор невысокие и поджарые.
Ваш корреспондент добился права на полет в
последнюю очередь. Сиденье на уровне плеч пилота. Пристегнут
ремень. Шлем застегнулся с трудом из-за бороды. Дельталёт выезжает
на стартовую позицию, разгоняется по прямой и круто взлетает в
сторону Байкала. Резкий поток холодного ветра обдувал только на
взлете. На высоте, как ни странно, был приятный теплый ветерок.
Панорама водной глади, Турка, как на ладони. Очень красиво
выглядели с высоты новостройки «Байкальской гавани».
Длившийся несколько минут полет окончен.
Дельталёт приземляется на бугристый, плотный после прошедшего
накануне дождя песок. В этот день больше никто не полетел.
Несмотря на экстремальность, такая техника может использоваться и
как аттракцион для туристов. Хотя главное ее предназначение -
получение новой информации, привлечение молодых в науку, пропаганда
красот Байкала и Бурятии.
Евгений КИСЛОВ