По сведениям журнала "Умное производство", вслед
за АвтоВАЗом и группой ГАЗ вопрос с планами привлечения
госфинансирования решил КамАЗ. Завод рассчитывает получить от
Внешэкономбанка (ВЭБ) более $1 млрд., из которых $450 млн. потратит
на инвестпроекты, а $560 млн. - на поддержку сбыта своих машин.
Единственным крупным автопроизводителем, так и не попросившим
госфинансирования, пока остается компания Sollers Вадима
Швецова.
Вчера информагентства со ссылкой на источник в
КамАЗе сообщили, что завод рассчитывает получить от государства
поддержку в общей сложности до $1,02 млрд., из которых $452 млн.
намерен потратить на финансирование своих инвестпроектов, а $568
млн. - на поддержку сбыта, в первую очередь лизинговых программ.
Никаких документов с просьбой выделить эту сумму КамАЗ пока не
подготовил.
На КамАЗе подтвердили, что компания намерена
обратиться к государству за финансированием в объеме около $1
млрд., уточнив, что его мог бы организовать ВЭБ. Инвестпроекты, на
которые потребуется до $452 млн., - это переход КамАЗа на нормы
"Евро-4" и "Евро-5", а также разработка собственных мостов и кабины
для грузовиков. Когда КамАЗ оформит заявку, на заводе не уточнили.
О том, что на поддержку лизинга до конца 2009 года потребуется $568
млн., на КамАЗе говорили еще на прошлой неделе. Но готовой и
одобренной министерствами схемы поддержки лизинга пока нет. В
Минпромторге вчера сказали, что разослали в Минфин и
Минэкономразвития свои предложения на эту тему (в их основе лежат
предложения автозаводов) и рассчитывают получить ответ к концу этой
недели.
КамАЗ уже стал третьим по счету
автопроизводителем, который просит денег у государства. АвтоВАЗ
ведет переговоры с ВЭБом о выделении ему $1 млрд. кредита для
пополнения оборотных средств. В начале прошлой недели глава
правления группы ГАЗ Сергей Занозин заявил, что ГАЗ подал в ВЭБ
заявку на $400 млн. на строительство двигательного завода в
Ярославле. Ни АвтоВАЗ, ни ГАЗ денег пока не получили. Тем временем
вчера агентство "Интерфакс" сообщило, что ГАЗ нуждается в гораздо
большей господдержке и "рассчитывает получить" до $1,7 млрд. В эту
сумму включены как проект завода в Ярославле, так и потребность
группы в оборотных средствах. Правда, в ГАЗе эту информацию
опровергли, а сумму, необходимую для финансирования своей
операционной деятельности, не раскрывают. Впрочем, проблемы у
группы есть: она просит своих поставщиков дать ей отсрочки платежей
вплоть до полугода.
Единственным крупным автопроизводителем, не
попросившим денег у государства, остается Sollers Вадима Швецова. В
Sollers вчера от комментариев отказались, ранее компания выступала
только за стимулирование государством спроса на машины - развитие
автокредитования и лизинга. Финансовый директор Sollers Николай
Соболев вчера на конференции UBS заявил, что ожидает роста выручки
компании в этом году на 40%. В группе ГАЗ говорили, что падение
выручки группы в этом году может составить 7-8%. АвтоВАЗ прогнозов
не делал, но аналитики ожидали небольшого роста (в пределах
4%).
Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак
считает разумной инициативу КамАЗа по поддержке лизинга и кредита:
на эти продажи приходится более 50% сбыта завода. Михаил
Лямин из Банка Москвы добавляет, что инвестпроекты КамАЗа также
нуждаются в поддержке. "Заводу главное -- пережить 2009 год, а
дальше спрос на строительно-дорожную технику продолжит рост, и
финансировать инвестпрограмму можно будет самостоятельно",- считает
господин Лямин. Если информация о потребности группы ГАЗ в
оборотном капитале на сумму $1 млрд. окажется правдой, рассуждает
господин Лямин, "это может означать, что положение группы ГАЗ хуже
того, что декларируется официально" (группа говорила, что ее EBITDA
в этом году может упасть на 50%). Обратится ли в итоге и Sollers к
государству с просьбой пополнить оборотные средства, аналитики
предсказать не берутся.