Подготовил Александр Попов
Кроме проекта Нижнего Приангарья в Красноярском
крае и комплекса цветной металлургии в Читинской области, который
будет создан ГМК «Норильский никель» на собственные средства и с
помощью Инвестфонда РФ, билет в светлое будущее получили
новообразованный Забайкальский край, а также республики Тыва и
Бурятия. В Тыве Объединенная промышленная корпорация начнет
разработку Элегестского месторождения коксующегося угля, построив
совместно с государством 459 км железнодорожной линии
Кызыл–Курагино. Общие инвестиции в проект составят более 152 млрд
рублей, из которых почти 50 млрд выделит Инвестфонд. А
ИФК «Метрополь» совместно с ОАО «ГидроОГК», администрациями
регионов и Инвестфондом создаст новый энергопромышленный район в
Бурятии и Забайкальском крае. В его состав войдут каскад ГЭС на
реке Витим, несколько ГОКов, металлургический комбинат по
переработке цинка, горно-химический комбинат, а также сопутствующие
производства (цементный завод) и объекты инфраструктуры. В
частности, железная дорога, которая свяжет новые производства с
Транссибом и БАМом. Совокупный объем инвестиций в проект превышает
232 млрд рублей.
На подходе — бионефтехимический кластер в Омской
области (проект разрабатывает группа компаний «Титан»),
строительство Северо-Сибирской железной дороги, а также уже
реализуемые более мелкие проекты. В частности, особые экономические
зоны различного типа в Томской и Иркутской областях, в Бурятии,
Алтайском крае и Республике Алтай, технопарк в Новосибирске. И
многое другое.
Еще больше повезло Дальнему Востоку. Подъем
восточной окраины объявлен национальным приоритетом. В августе
прошлого года Правительство России утвердило новую редакцию
федеральной целевой программы развития округа (дополненную
регионами Забайкалья) с беспрецедентным объемом госфинансирования —
более 466 млрд рублей до 2013 года. Почти весь объем пойдет на
проекты в области транспортной и энергетической инфраструктуры — по
этим двум отраслям округ отстает от остальной страны на порядок. А
в качестве еще одного спасительного маяка заявлен форум АТЭС 2012
года, провести который планируется пока еще в абсолютно не готовом
для этого Владивостоке.
Стоит отметить еще одну важную особенность
нового этапа развития зауральских территорий. Вопрос инвестирования
в инфраструктуру, кардинальное обновление которой особенно
актуально именно для Сибири и Дальнего Востока (прежде всего из-за
огромных расстояний между регионами), потерял свою остроту.
Необходимость скорейшего решения проблем транспорта и энергетики
уже не вызывает сомнений и постепенно облекается в формы вполне
конкретных объектов финансирования. В рамках ФЦП «Развитие
транспортной отрасли России на 2010–2015 годы», проект которой
сейчас дорабатывается Минтрансом, СФО и ДФО будет выделено за счет
федерального бюджета и Инвестфонда более 2,3 трлн рублей. Общее
финансирование ФЦП только в Сибири запланировано на уровне 1,9 трлн
рублей. Основные инвестиции, что очевидно, пойдут на железные и
автомобильные дороги. Запланирована реконструкция федеральных
автомагистралей «Байкал», «Чуйский тракт» и «Енисей»,
гидротехнических сооружений внутренних водных путей в Енисейском,
Байкало-Ангарском, Обском и Обь-Иртышском бассейнах, а также
взлетно-посадочных полос и инженерных сооружений в 27
аэропортах.