Skoda буксуетв Свердловской области
Артур Саруханов
Чешская Skoda может стать седьмым иностранным
автоконцерном с собственным производством в России. Вчера стало
известно, что компания ведет переговоры с правительством
Свердловской области о создании в регионе сборочного конвейера.
Пойти на этот шаг чехов заставило снижение своих продаж в России.
Эксперты считают, что к моменту выхода на отечественный рынок
снижение цен на автомобили за счет местной сборки потеряет свою
актуальность. Конкурировать придется с именитыми европейскими и
азиатскими производителями. Два года назад чешская Skoda считалась
одним из лидеров по продажам иномарок в России. В 2001 году концерн
занимал второе место по продажам на отечественном рынке иномарок,
реализовав 8,4 тысячи автомобилей. Особой популярностью
пользовались его хетчбэки и универсалы Octavia (60% всех продаж
компании). Однако уже в 2001 году позиции Skoda пошатнулись.
Причина - переход цен на евро, что привело к увеличению стоимости
автомобилей. Кроме того, последние годы чехи ограничивались лишь
рестайлингом существующих моделей, необоснованно поднимая цены.
Теперь увеличить объемы продаж чехи решили с помощью организации
российского производства. Этот вопрос обсуждался на этой неделе в
Екатеринбурге руководством Свердловской области с первым
заместителем министра промышленности Чехии Вацлавом Петржичеком. По
словам пресс-секретаря министерства промышленности, энергетики и
науки Свердловской области Евгения Харламова, местному
правительству есть что предложить чехам. "Область обладает большим
производственным потенциалом и возможностями по организации
отверточной сборки", - отметил Харламов Газете. Однако конкретное
предприятие, на котором может быть организована сборка, в
пресс-службе свердловского министерства назвать отказались.
"Смотрины" этих возможностей пройдут в 2005 году в Праге в рамках
выставки-презентации предприятий Свердловской области. Между тем в
российском представительстве Skoda Auto считают, что говорить об
организации производства чешских автомобилей в России пока рано.
"Концерн ведет переговоры о сборке со многими партнерами в разных
странах. Говорить об организации сборочного конвейера можно будет,
когда ежегодные российские продажи концерна достигнут 30--40 тысяч
автомобилей", - сказал Газете руководитель отдела маркетинга
российского представительства Skoda Auto Максим Лапин. По его
словам, в 2005 году Skoda выйдет только на уровень 10 200
автомобилей. Однако в 2001 году Skoda организовала собственное
производство на Украине, когда ежегодные продажи в этой стране не
достигали и 4 тысяч автомобилей в год. За 9 месяцев текущего года
на заводе "Еврокар" (совместное предприятие материнской для Skoda
Volkswagen Group и украинского правительства) был произведен 4941
автомобиль Skoda. Сегодня Skoda присутствует в России в ценовом
сегменте 15--20 тысяч долларов, что ниже стоимости продукции
материнской Volkswagen и принадлежащей ей Audi, отмечают
эксперты. По словам
аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, несмотря на это,
потребители сегмента "выше среднего" предпочитают доплатить за Audi
и BMW. Кроме того, в России планируют обосноваться японские
автопроизводители с недорогими моделями. "Даже при условии поставок
дешевых комплектующих чехам придется к моменту появления в России -
а это произойдет не раньше 2007 года - организовать развернутую и
недорогую сервисную сеть, которая к тому времени может стать
единственным конкурентным преимуществом. Но на это потребуются
дополнительные и серьезные инвестиции, которыми чехи сегодня не
располагают", - заключает эксперт.
СПРАВКА:
В России уже работают шесть иностранных
автопроизводителей. "Форд Мотор Компани" комплектует на заводе во
Всеволожске Focus. СП "GM-АвтоВАЗ" собирает в Тольятти Chevrolet
Niva и Chevrolet Viva, а на таганрогском ТагАЗе выпускается Hyundai
Accent и Sonata. На калининградском "Автоторе" организована сборка
нескольких моделей Kia, а также BMW и Hummer. "ИЖ-Авто" производит
по лицензии корейские Kia Spectra, а московский "Автофрамос"
наладил отверточную сборку Renault Symbol. В ближайшие два года
российский сектор иномарок могут пополнить Volkswagen, Toyota и
Nissan.