Toyota придет в РоссиюНо пока не решила, куда именно
Юлия Федоринова, Дмитрий Симаков
Toyota планирует начать в России самостоятельную
сборку моделей Corolla и Camry в 2008 г. Правда, корпорация еще не
выбрала, где ей строить завод — в Московской или Нижегородской
области. Эксперты предполагают, что у Toyota уже есть
стратегический план прихода в Россию, но окончательное решение еще
не принято.
Toyota Motor Corp. – автопроизводитель номер два
в мире. В прошлом году произвела 6,78 млн машин. В 2003/2004
финансовом году, завершившемся 31 марта, выручка компании составила
$152,2 млрд, чистая прибыль – $10,2 млрд.
О том, что Toyota может начать свое сборочное
производство в нашей стране, чиновники заявляли уже неоднократно. В
последний раз об этом во время прошлогоднего визита в Японию
говорил премьер-министр Михаил Касьянов, встречавшийся с Хироси
Окудой — председателем совета директоров Toyota. А торговый
представитель России в Японии Роберт Рузанов тогда уточнил, что
речь может идти о моделях Land Cruiser и Corolla. Впрочем, в самой
Toyota всегда замечали, что концерн изучает российский рынок, но
решение об открытии местной сборки может быть сделано, когда
ежегодные продажи в России перевалят за 50 000 шт. Сейчас цель уже
близка: в первом полугодии 2004 г. Toyota продала в России 21 000
автомобилей, тогда как за весь прошлый год — около 25 600 шт. А в
минувшую субботу агентство Reuters со ссылкой на японскую газету
“Нихон кэйдзай” сообщило, что Toyota может построить завод в России
в 2008 г. По информации газеты, предприятие будет выпускать модели
Corolla и Camry. Мощность завода составит около 15 000 машин в год,
а инвестиции в его строительство — до $100 млн. Процедуры
оформления документации планируется завершить уже в этом году, но
производственная площадка пока не определена — завод может быть
построен в Нижегородской или Московской области. Правда,
официальных подтверждений от концерна у Reuters нет. Эксперт по PR
ООО “Тойота Мотор” Анастасия Кокорева говорит, что ей об этих
планах компании ничего не известно. Но наблюдатели склонны в них
верить. “Сейчас ведутся активные переговоры с правительством по
поводу гарантий и льгот, которые могут быть предоставлены Toyota”,
— рассказывает сотрудник российского автоконцерна. Но, по его
информации, эти переговоры пока не далеко продвинулись: Toyota
требует таких гарантий и такой площадки, которой в России может и
не найтись. “У японцев особый подход к таким делам, они очень
тщательно изучают ситуацию. Поэтому решение может быть принято не
так скоро”, — соглашается президент Объединения автопроизводителей
России Евгений Левичев. Но он напоминает, что намерения у Toyota
серьезные — “в прошлом году они посетили ряд городов в Приволжском
федеральном округе, посмотрели, как работают местные производители
автокомпонентов, в том числе Заволжский моторный и Борский
стекольный заводы”. Источник, близкий к нижегородской
администрации, добавляет, что японцы давали понять, что крайним
сроком принятия решения о строительстве завода в России является
2007 г. “Но тогда Toyota может опоздать — ее опередит Nissan,
который оперативнее принимает решения и тоже присматривается к
нижегородской площадке”, — замечает собеседник “Ведомостей”. У
Toyota есть потенциальный интерес и к строительству завода в
Подмосковье, говорит замминистра транспорта Московской области
Норайр Блудян. Но пока японский концерн не вел переговоры с
областными властями. “Эти предложения рассматриваются в
Минэкономразвития”, — уточняет Блудян. Зато аналитики говорят, что
сейчас для Toyota самый подходящий момент объявить о приходе в
Россию. “Если они хотят, чтобы завод заработал в 2008 г., стройка
должна начаться уже в 2005 г. — на принятие решения у них осталось
чуть более полугода”, — замечает Елена Сахнова из Объединенной
финансовой группы. “Toyota
хочет застолбить за собой российский рынок. А он быстро растет, и,
чтобы не опоздать, самое время начинать строить завод”, — говорит
Денис Нуштаев из “Метрополя”. По оценке его компании, в 2010 г. в
России будет продано уже около 1,2 млн иномарок. Сахнова
сомневается, что мощность сборочного производства Toyota
ограничится 15 000 шт.: “Ради такого объема нет смысла строить
завод. Видимо, это — цифра начального производства, а затем оно
будет доведено до 100 000”. И даже представитель “АвтоВАЗа”
называет приход Toyota в Россию очень хорошей новостью для всего
автопрома, ведь иностранные автоконцерны обычно приводят за собой
иностранных производителей автокомпонентов.