"Татнефть" обзаведется собственным портом
Владимир Карпов
Ведомости
"Татнефть" планирует создать
собственную инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Компания
построит в Архангельской области морской нефтепродуктовый терминал
мощностью 2,5 млн т в год.
"Татнефть" является шестой по величине вертикально-интегрированной
нефтяной компанией в России. В прошлом году она добыла 24,6 млн т
нефти. Выручка "Татнефти" в первом полугодии 2003 г. составила 70,7
млрд руб. , чистая прибыль - 6,3 млрд руб.
Долгое время "Татнефть" была единственным российским
вертикально-интегрированным нефтяным холдингом. Год назад компания
запустила в эксплуатацию первую очередь Нижнекамского НПЗ. В
прошлом году предприятие переработало 5,5 млн т нефти. Но пока ННПЗ
производит лишь тяжелые нефтепродукты. К выпуску моторного топлива
предприятие приступит через пять лет, когда закончится
строительство комплекса глубокой переработки нефти стоимостью $1,1
млрд.
Но
"Татнефть" уже сейчас начала создавать собственную инфраструктуру
для экспорта нефтепродуктов. Как заявил "Ведомостям"
пресс-секретарь компании "Татнефть-Архангельск" Евгений Гладышев,
строительство терминала обойдется компании не менее чем в $20 млн.
По его словам, сейчас "идет согласование выделения территории под
терминал, который должен расположиться в южной части острова Ягры
(Северодвинск) ". Глубина моря здесь позволит принимать танкеры
грузоподъемностью до 40 000 т. Гладышев говорит, что строительство
терминала начнется через год. Ориентировочная дата начала отгрузки
нефтепродуктов через него - 2006 г. Гладышев говорит, что новый
терминал "Татнефть" пока планирует использовать исключительно для
экспорта собственных нефтепродуктов.
Аналитики отмечают, что в создании собственной экспортной
инфраструктуры, в том числе и на Севере, уже отличились многие
нефтяные компании. По словам специалиста ИФК
"Метрополь" Евгения Сацкова, "на фоне наращивания
сектора down-stream строительство собственного терминала является
логичным шагом". Активно развивают свою инфраструктуру в северном
регионе "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ". По словам сотрудника "Роснефти"
Дмитрия Пантелеева, в 2003 г. экспорт компании через Архангельск
составит около 2 млн т нефти и нефтепродуктов. А в апреле 2004 г. в
поселке Приводино Архангельской области предполагается запустить
новый нефтяной терминал, который позволит экспортировать в 2005 г.
уже 4 млн т нефти. "Лукойл" пользуется для экспорта в северном
направлении собственным терминалом в Варандейском заливе. Его
пропускная способность - 1,5 млн т нефти в год. В перспективе его
мощность планируется увеличить до 28 - 30 млн т.
Планы
компаний "ЮкосСибнефть", "ТНК-ВР" и "Сургутнефтегаза" на северный
экспортный маршрут пока связаны с реализацией проекта строительства
нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск мощностью до 150 млн т в
год. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Несторов оценивает этот
проект как потенциальную угрозу самостоятельным проектам нефтяных
компаний: "Они зависят от судьбы нефтепровода Западная Сибирь -
Мурманск и будущего расширения Балтийской трубопроводной системы".
Впрочем, аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов считает, что с
реализацией нефтепродуктов через собственный терминал у "Татнефти"
не должно возникнуть проблем, "так как его мощность невелика".