Ирина Доржиева
Закон «О торговле» все ближе к принятию. Его
декларируемая цель – снижение розничной наценки. Между тем
чиновникам стоило бы для начала разобраться с истинными причинами
завышенных цен.
Шведская IKEA летом заявила о заморозке
инвестпроектов в России «пока не появятся четкие признаки улучшения
непредсказуемой бюрократической системы». Компания два года не
может открыть торговый комплекс в Самаре. Областная госинспекция
стройнадзора не дает IKEA разрешительной документации, и каждый раз
после выполнения требований компания получает новые списки
замечаний. Французский Carrefour вовсе заявил об уходе с
российского рынка. Причиной стало «отсутствие перспектив достижения
лидерства в краткосрочной перспективе». Но не последнюю роль могла
сыграть неопределенность в регулировании ритейла. «Отсутствие новой
редакции закона «О торговле» создает дополнительные риски, –
отмечает заместитель начальника аналитического отдела «Ренессанс
Капитала» Наталья Загвоздина. – А региональная экспансия
в России без того таит множество сложностей, связанных
с различным уровнем экономического развития регионов,
а также с коррупцией местных чиновников».
Ловушки для бизнеса
В исследовании PricewaterhouseCoopers «Ритейл
сегодня и завтра» 2007 года 77% респондентов – руководителей
розничных компаний – назвали административные барьеры фактором,
оказывающим наибольшее влияние на бизнес. Сюда включены чрезмерное
количество документов, препятствия на пути импорта товаров и
получения торговых площадей. А также региональная дифференциация
административных органов: имея определенную свободу, местные власти
вправе устанавливать различные правила и рекомендации, которые
ставят дополнительные барьеры для прочих игроков, заставляя
предприятия розничной торговли разрабатывать различную политику
развития для разных регионов. «Вместо единого российского рынка мы
видим 83 рынка с 83 различными нормами регулирования», –
опасается представитель федеральной розничной сети. Например,
широко распространены рекомендации о закупке товаров у местных
производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее
качество и регулярность поставок. «Подобная система противоречит
существующей системе логистики и снижает эффективность с точки
зрения затрат», – отмечается в исследовании PwC.
«Чтобы открыть магазин, нужно обойти 33 контролирующих органа,
соблюсти нормы из 600 подзаконных актов, – сетует управляющий
партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. – Процесс
получения любых разрешительных документов в России крайне усложнен.
Сроки, количество согласований в законах подробно не прописаны. А
когда нет измеряемых данных, работа складывается неэффективно. В
итоге стоимость введения в эксплуатацию одного магазина
увеличивается минимум на треть». Генеральный директор «Виктории»
Олег Жуников говорит, что здесь он поддерживает Дмитрия Потапенко:
«Сложно с этим. Ты можешь не получить бумажку, или подпись от
пожарной инспекции, или Роспотребнадзора, даже если все правильно
делаешь. А без разрешения работать не можешь. Так и появляются на
полках: вода от пожарного, консервы от СЭС. Минимизировать такие
расходы можно только через борьбу с коррупцией».
Ежемесячная «административная рента» может составлять от 0,5%, а в
отдельных регионах – и все 3% от месячного оборота, рассказывает
исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация компаний розничной
торговли) Илья Белоновский. В итоге страдают покупатели. «Ритейлеры
в любом случае будут стремиться переложить такие непроизводственные
расходы на конечного потребителя. В условиях сильной конкуренции им
это не всегда удается. Однако там, где на рынке доминирует один
игрок, это сделать проще и розничная цена корректируется на эти
расходы», – рассуждает партнер BDO в России Елена Хромова.
«Пути минимизации таких расходов – единые стандарты и подходы к
регулированию торговли по всей стране, чтобы правила не отличались
от региона к региону. Принятие обсуждаемого закона «О торговле»
должно упорядочить эту систему, в нем прописан исчерпывающий
перечень полномочий органов местного самоуправления. Это закон
прямого действия, который распространяется на всю страну, на каждую
торговую точку, – отмечает Илья Белоновский. – И это один из его
немногих положительных моментов».
Неучтенные кражи
Порядок выдачи разрешений на строительство и
эксплуатацию зданий становится наиболее актуальной проблемой в
регионах, где нет достаточного количества площадей, подходящих под
современные форматы. «Федеральные и региональные сети уровней
вынуждены строить магазины самостоятельно, – отмечает эксперт KPMG
Ирина Пенкина. – Длительные процедуры согласований, многочисленные
разрешения делают инвестиции в развитие рискованными и зачастую
неэффективными, что отражается на норме прибыли, необходимой для
окупаемости отдельно взятого магазина и сети в целом».
«Завышены арендные ставки и цены на торговую недвижимость. В
большой мере из-за неэффективной работы механизмов государственного
регулирования в сфере строительства и землепользования, – полагает
Елена Хромова. – Нередко в расходы включается коррупционная
составляющая». Взятки – вот почему крупные западные ритейлеры не
стремятся в Россию. «Впрочем, как раз это на руку нашим российским
компаниям, – отмечает аналитик «Метрополя» Мария Сулима. –
Допустим, если Wal-Mart решит открыть здесь 150 магазинов, то это
негативно скажется на перспективах конкурирующих с ним
сетей».
Один из болезненных вопросов – неэффективное регулирование учета
потерь и излишек из-за жесткости налогового законодательства. В
мировой практике потери розничных сетей оцениваются в размере 0–3%
от товарооборота, половину из которых составляют кражи, треть –
ошибки в бизнес-процессах. «Эти же показатели в российских сетях
существенно выше, – заявляет Ирина Пенкина. – Однако
невозможность списывать на расходы недостачи без наличия виновных
лиц приводит к искажению финансового результата».