Большинство производителей опустились в
рейтинге Defense Week
Дмитрий Ъ-Беликов
В рейтинг ста крупнейших мировых производителей
оружия вошли девять компаний из России. Их выручка в 2008 году
росла, но большинство потеряли свои позиции в сравнении с рейтингом
2007 года. Российские производители не успевают за ростом рынка
оружия -- главным образом из-за недостатка заказов со стороны
Минобороны.
Вчера авторитетный еженедельник Defense Week
опубликовал рейтинг 100 крупнейших мировых производителей оружия за
2008 год (по объему продаж). Первое место заняла американская
корпорация Lockheed Martin ($39,5 млрд), второе -- английская BAE
Systems ($32,7 млрд), третье -- американский авиастроительный
концерн Boeing ($31,1 млрд). Таким образом, британская BAE Systems
за 2008 год отодвинула Boeing на третье место, хотя в целом в
сравнении с 2007 годом тройка лидеров рейтинга не изменилась.
Defense Week включил в рейтинг девять российских
производителей вооружений: концерн ПВО "Алмаз-Антей", АХК "Сухой",
корпорацию "Тактическое ракетное вооружение", НПК "Иркут", холдинг
"Вертолеты России", НПК "Уралвагонзавод" (производство танков), КБ
приборостроения (разработчик оружия), Уфимское моторостроительное
производственное объединение (производство авиадвигателей) и
концерн "РТИ системы" (радиолокация и связь). Это те компании,
которые составили основу рейтинга крупнейших российских предприятий
ВПК. Однако ни один из российских производителей вооружений не
попал в первую десятку рейтинга Defense Week. Самое высокое -- 16-е
место занял "Алмаз-Антей", а самое низкое, 99-е,-- концерн "РТИ
системы".
То, что "Алмаз-Антей" поднялся в рейтинге выше
остальных российских производителей, неудивительно -- концерн
является лидером России по объему продаж оружия (он продает
зенитно-ракетные комплексы). Этому способствуют не столько
экспортные контракты "Алмаз-Антея", сколько заказы Минобороны,
которые составляют не менее половины выручки концерна (это
нетипично для экспортно-ориентированной российской оборонки).
Концерн улучшил позиции в рейтинге, в 2008 году он занял 24-е
место. АХК "Сухой", второй производитель оружия в РФ, заняла в
рейтинге Defense Week только 40-е место (в 2008 году -- 37-е). Ее
выручку сформировали экспортные поставки истребителей Су-30 (не
менее 40 машин, включая машинокомплекты, в частности, в Индию,
Алжир и Венесуэлу).
Третий по объему производитель оружия в России
-- "Уралвагонзавод" занял в Топ-100 Defense Week только 80-е место
(в 2008 году в рейтинг не вошел). Такая разница объясняется в
подходах к составлению рейтинга журналом Defense Week и Центром
анализа стратегий и технологий (центр АСТ, он делал российский
рейтинг предприятий ВПК). Если Defense Week анализирует выручку от
продаж только военной техники, то центр АСТ поставил
"Уралвагонзавод" на третье место в рейтинге предприятий ВПК, учтя
его выручку от гражданской продукции (грузовые железнодорожные
вагоны), которая в 2008 году обеспечила компании 60% доходов.
Попадание в рейтинг Defense Week поставщиков
российской военной авиации ("Иркут", "Сухой") способствовало
появлению в нем и их поставщиков (УМПО, корпорации "Тактическое и
ракетное вооружение"), говорит эксперт центра АСТ Константин
Макиенко. Российские судостроители в рейтинг не попали из-за малого
объема продаж (выручка "Северной верфи", крупнейшего предприятий
судостроения в ВПК, в 2008 году не превысила $160 млн). В целом
состав участников рейтинга 2008 года повторяет рейтинг 2007
года.
Однако ни один российский производитель, кроме
"Алмаз-Антея", не смог подняться в рейтинге Defense Week по
сравнению с 2007 годом. Наибольшее падение коснулось
авиастроителей: УМПО потеряла сразу 17 мест (переместилось с 72-го
на 82-е место), а "Иркут" -- 9 (с 47-го на 56-е). Одновременно, как
и предсказывал "Ъ", в рейтинг Defense Week за 2008 год вообще не
попал еще один производитель авиадвигателей -- московский завод
"Салют" (у него кончились экспортные контракты с Китаем, а
адекватной замены им завод не получил). В то же время, отмечает
Константин Макиенко, все российские производители оружия показали
рост выручки в 2008 году. То, что они теряют свои места в рейтинге
при растущей выручке, говорит о том, что "с заказами у них ситуация
неплохая, но все равно российские предприятия не успевают за
ростом рынка". Опережающий рост выручки таких грандов, как Lockheed
Martin или BAE Systems, обеспечивает внутренний гособоронзаказ, у
наших же поставщиков оружия он ограничен, и им остается
рассчитывать главным образом на закупки российского оружия
развивающимися странами, соглашается Михаил Пак из ИФК
"Метрополь".