«РусАл» ударил по банкам
Компания строит третий завод по производству
алюминиевой тары – в Новосибирске
Алексей ВИНОГРАДОВ
Компания «Русский алюминий» («РусАл») построит в
Новосибирской области завод по производству алюминиевых банок.
Соответствующее соглашение подписано представителями компании и
администрации области. Как сообщается, инвестиции в проект
достигнут 60 млн долл., после его реализации часть продукции нового
предприятия пойдет на экспорт, в том числе в страны дальнего
зарубежья. Последнюю заявку эксперты считают знаковой – до
недавнего времени огромная часть банок и вообще «пищевого» алюминия
ввозилась в Россию из-за рубежа. С началом бурного роста пивной
индустрии в конце 90-х алюминиевые компании начали инвестировать в
развитие внутреннего производства банок. "РусАл" (точнее, его
дочерняя компания – «Ростар») обзавелся двумя «баночными»
предприятиями в Дмитрове и Всеволожске. Но их мощностей не хватало
для удовлетворения быстро растущего спроса, поэтому Союз пивоваров
лоббировал (и успешно) снижение пошлин на ввоз банок из-за рубежа.
«С тех пор ситуация с таможенным регулированием не сильно
изменилась, – сказал RBC daily бизнес-директор компании «Развитие
бизнес-систем» Александр Либеров, – однако сейчас рост потребности
в алюминиевой таре стал столь очевиден, что таможенный вопрос не
имеет большого значения. Когда «РусАл» и «СУАЛ» в свое время
вкладывали средства в развитие производства продукции третьего
передела, они действовали скорее интуитивно – никто не мог
предугадать, как будет развиваться рынок банок и фольги. Поэтому на
внедрении современных технологий производства в этих конкретных
сегментах не было сделано значительного акцента. Сейчас ситуация
меняется, и это нормально с учетом выявившихся перспектив рынка:
места на нем хватит всем, если вкладывать средства в современные
технологии». «Для «РусАла» постройка завода в Новосибирске –
естественное продолжение «баночного» бизнеса, который компания
развивала и ранее, – считает аналитик ИК «Солид» Игорь Нуждин, –
после мощной рекламной кампании в поддержку банок, выявившегося
падения спроса на стекло такой объект стал очевидно необходимым. К
тому же у «РусАла» после продажи двух заводов Alcoa появились
дополнительные средства, которые можно потратить в том числе и на
закупку западных технологий по производству алюминиевого листа для
пищевой индустрии». Постройка завода в Новосибирске показательна
еще и в том смысле, что ситуация с производством банок в стране
несколько раз выходила на самый что ни на есть высокий уровень.
Например, два года назад руководство «РусАла» грозило закрыть оба
вышеуказанных завода, из-за того что последовательная отмена
внутреннего и внешнего толлинга, дескать, делала соответствующее
производство нерентабельным. С тех пор острота вопроса, видимо,
несколько уменьшилась по указанной причине – из-за резкого роста
потребности в «пищевом» алюминии. Несмотря на то что темпы роста
пивного рынка заметно упали (Союз пивоваров РФ ожидает всего 5%
роста в этом году, хотя еще в 1999 году он намного превышал 30%),
его непосредственно «алюминиевая доля» растет очень сильно.
«Судя по динамике производства и продаж BBH – а это лидер
пивной индустрии (компания, владеющая заводами «Балтика», «Вена» и
т. д. – RBC daily), – алюминиевая тара очень перспективна, –
говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – У
BBH в 2004 г. доля продаж продукции в банках выросла с 13% до 20%,
то есть на 54%, и, думаю, здесь еще есть резервы для роста. Кроме
того, мы ожидаем соответствующего роста и в сегменте
слабоалкогольных коктейлей – он будет расти темпами до 14% в год, и
алюминиевая тара здесь займет ведущее место, тем более что
потребитель этих коктейлей – молодежь традиционно предпочитает
банки. В сегменте безалкогольных напитков алюминию трудно будет
конкурировать с ПЭТ-бутылками, но и здесь возможны некоторые
подвижки». В любом случае, отмечают эксперты, решение о
постройке завода в Новосибирске может означать некоторые подвижки в
стратегии «РусАла», руководство которого еще не так давно заявляло
о приоритетности производства первичного алюминия. В данном случае
речь идет о продукции более высокого передела. «Такой переход
логичен с учетом и меняющейся конъюнктуры рынка, и того, что
производство продукции высокого передела более рентабельно, –
сказал RBC daily эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав
Цветков. – Конечно, «РусАл» достаточно долго раскачивался, но это
объяснимо разными причинами, в том числе технологическими и
организационными. В дальнейшем, думаю. предприятия компании не
ограничатся банками и более активно будут осваивать
«высокопередельную» продукцию – включая, например, диски для
автомобилей». Тем не менее пока основной резерв роста сосредоточен
именно в баночной индустрии, и, как отмечают специалисты, выбор
площадки для соответствующего производства в Новосибирске является
с этой точки зрения весьма грамотным решением. Сравнительно
недалеко расположены сибирские активы «РусАла» по производству
первичного алюминия. И в то же время этот и соседние регионы очень
перспективны с точки зрения пивного рынка (местные рынки растут
сейчас быстрее, чем московский и питерский). Не случайно такой
гигант индустрии, как Heineken, один за одним скупает
производственные активы в Сибири, а также на Урале. Именно на
потребности в банках Heineken и других крупных компаний, видимо, и
рассчитывает «РусАл» в своей сибирской экспансии.