Изменение градостроительной политики Москвы
превратило город в крупного заказчика. За три года при Сергее
Собянине в столичные стройки вложено почти 900 млрд руб., из них
более 500 млрд — в транспортные объекты
В адресной
инвестиционной программе (АИП) в строительство на 2011-2013 гг.
было заложено 1,08 трлн руб. Но освоение редко бывает полным,
отмечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Город потратил за эти
три года 876 млрд руб. Это сопоставимо с годовыми капитальными
вложениями «Газпрома — 888,7 млрд руб. в 2012 г. Но инвестиции
госкомпаний сокращаются, и строительные организации вынуждены
искать новых клиентов. Например, в прошлом году «Газпром» вложил
меньше на 113,5 млрд руб. А его крупнейший подрядчик
«Стройгазконсалтинг» зияда Манасира взялся строить метро в Москве —
он продлит Замоскворецкую линию на 2,7 км за 10,5 млрд руб.
Москва при Собянине увеличила инвестиции в стройки: если в 2010 г.
инвестпрограмма Москвы составляла около 200 млрд руб., то сейчас в
1,5 раза больше. Раньше 70% городских инвестиций приходилось на
жилье и социальные объекты, а сегодня, по словам вице-мэра Марата
Хуснуллина, ситуация противоположная. «В транспортной системе
раскрутили самые крупные в мире стройки — за два года. Даже
теоретически трудно себе представить, как это можно было сделать —
в отсутствие готовых проектов, стратегии, программ», — рассказывал
в интервью «Ведомостям» Собянин.
Для этого московским властям пришлось кардинально изменить правила
на рынке: основными игроками в жилищном и метростроении стали
госкомпании.
До 2020 г. в столице планируется построить более 160 км линий метро
и 79 станций. Ежегодно планируется вкладывать по 100 млрд руб.
Чтобы запустить программу, функциями заказчика строительства и
генподрядчика власти наделили ОАО «Мосинжпроект (100% принадлежит
Москве). В 2010 г. его выручка составляла 1,2 млрд руб., а в 2012
г. — уже 44,6 млрд руб. Портфель его заказов, по оценкам экспертов,
приближается к 1 трлн руб.
На подряде у «Мосинжпроекта» почти все известные метростроители
бывшего СССР: российские «Мосметрострой» (принадлежит акционерам
«Трансгрупп» Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву),
«Бамтоннельстрой» (один из совладельцев Геннадий Тимченко),
«Ингеоком» (семья Рудяков), «Трансинжстрой» и «Казметрострой». В
прошлом году «Мосинжпроект» привлек к стройкам метростроителей из
СНГ, создав с ними СП — «Минскметрострой», «Еврасстрой»
(Азербайджан), ИБТ (Украина).
Сопоставимые суммы столица пока тратит и на дороги. «В 2012 г.
сдали 60 км реконструированных и вновь введенных дорог, в 2013 г. —
около 74 км, а в следующем планируется 76,6 км (инвестиции — 90
млрд руб.)», — перечисляет руководитель департамента строительства
Москвы Андрей Бочкарев.
В 2015-2016 гг., по его словам, на дорожное строительство
предусмотрено по 80 млрд руб., будет введено 94 и 120 км.
Тем не менее крупных контрактов на десятки миллиардов рублей
поубавилось. Лидером остается «Мостотрест» — благодаря подрядам,
полученным по распоряжению экс-президента Дмитрия Медведева. АИП на
2014-2016 гг. оценивает объекты вокруг Сколкова в 80,5 млрд руб.
(соглашения подписаны на четыре объекта общей суммой 32,3 млрд
руб., сообщила компания).
Заказы остальных подрядчиков в разы меньше. В начале 2013 г.
портфель заказов АРКС составлял 39,8 млрд руб., но большая часть
дорогих строек завершена — Каширское и Рублевское шоссе.
Представитель компании не смог уточнить портфель заказов от Москвы.
Похожая ситуация у «Ингеокома»: он закончил работы на Варшавском и
Ярославском шоссе, завершает реконструкцию Рязанского проспекта
(7,77 млрд руб.).
Основные строительные компании ориентированы на Москву, говорит
аналитик ИФК «МЕТРОПОЛЬ» Андрей Рожков. У РЖД
ежегодные инвестиции составляют 360-380 млрд руб., но из них только
половина приходится на строительство и работы идут в разных
регионах, приводит он пример.
www.vedomosti.ru/newspaper/article/601921/stroiteli-pereseli-na-metro