Мария Подцероб
Чтобы минимизировать время, которое сотрудники
проводят на обеде, в столовой центрального офиса ТНК-ВР поставили
специальные камеры, изображение с которых передается на внутренний
сайт. Таким образом сотрудники сразу видят, есть ли очередь к
раздаче еды, и могут сократить свой обеденный перерыв. Однако
большинство работодателей настолько серьезно проблемой
растраченного обеденного времени пока не озаботились. В столовой
центрального офиса ТНК-ВР установлена камера слежения за очередью.
“Раньше в столовой часто скапливались люди. Приходилось по
20 минут стоять”, — вспоминает Иван Гоголев,
пресс-секретарь компании. По его словам, на обед уходило в два раза
больше времени. Поэтому многие сотрудники предпочитали обедать вне
офиса, но это тоже требовало времени. Ситуация резко изменилась
после установки камеры. “Теперь я просто открываю картинку с
изображением столовой на моем мониторе и смотрю, есть ли очередь.
Мне не надо никуда ходить”, — объясняет Гоголев. По его
словам, он выбирает момент, когда в столовой мало людей, и обедает
всего за 20 минут. Самые длительные обеденные перерывы —
в тех организациях, где нет собственной столовой и сотрудники
вынуждены искать место, где поесть. “Совсем недавно нашу столовую
закрыли на профилактику, и мы были вынуждены обедать в уличных
кафе”, — рассказывает Вадим Панин, замруководителя
департамента по персоналу АФК “Система”. По его словам, на такие
обеды уходит много времени и денег, так как в кафе цены выше, чем в
офисной столовой, и обслуживают там дольше. Многие компании ищут
способы оптимизировать процесс питания сотрудников, говорит Юна
Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street.
“Во-первых, хорошо организованная система питания позволяет
экономить время, которое сотрудники тратят на обед”, —
объясняет она. Во-вторых, продолжает Скобликова, регулярные обеды
на работе сохраняют работникам здоровье, что в долгосрочной
перспективе экономит расходы компании на медицинские страховки и
больничные листы. “Я бы сравнила хорошие обеды с фитнесом. Компании
понимают, что лучше позаботиться о здоровье сотрудников, чем потом
тратить средства на их лечение”, — поясняет она. Большинство
крупных компаний предпочитают содержать собственные столовые.
Например, в ИФК “Метрополь” существует кафе-бар, где
сотрудникам подают оплаченные предприятием комплексные обеды.
Каждый обед обходится фирме в 150 руб., рассказывает Наталья
Анненская, HR-директор компании. Кроме того, в кафе нет очередей.
По словам Анненской, такая организация питания экономит время
работников и служит дополнительной мотивацией, так как сотрудники
чувствуют заботу компании. “Люди не стоят в очередях, не тратят
много средств и не нервничают из-за того, что не успеют сделать
свою работу”, — говорит Анненская. По ее словам, в среднем у
сотрудника уходит на обед 15-20 минут. Однако не
каждая компания готова потратить значительные средства на
организацию питания сотрудников. Так, Инна Овсянникова, гендиректор
компании по производству и продаже художественных красок “Гамма”,
считает содержание собственной столовой излишней роскошью. “У нас
уже был печальный опыт”, — говорит она. По ее словам,
содержание столовой обходилось дорого, а сотрудники не переставали
жаловаться на качество еды. “Я поняла, что такие службы, как
приготовление обедов, лучше держать на аутсорсинге”, —
рассказывает Овсянникова. По ее словам, компании, которые
специализируются на приготовлении корпоративных обедов, работают
очень профессионально. К тому же сотрудничество с ними обходится
компании дешевле, чем содержание собственной столовой. Сейчас в
компании оборудована специальная комната, где сотрудники
разогревают привозные обеды. Хорошо организованная система питания
не только экономит средства сотрудников и их рабочее время, но и
повышает производительность труда, считает Светлана Зорина,
HR-директор компании “АСБ-Рейтинг”. “Люди работают в комфортных
условиях и не отвлекаются на посторонние мысли”, — говорит
она. По ее словам, чем полноценнее сотрудник отдыхает во время
обеда, тем лучше он работает во второй половине дня. “Человеку
необходимо переключиться”, — утверждает Глеб Архангельский,
гендиректор компании по тайм-менеджменту “Организация времени”. По
его словам, хорошо организованный перерыв позволяет работодателю
лучше распланировать рабочее время сотрудника и повысить
производительность его труда.