Дмитрий Беликов
Сделка по продаже ОАО "СИБУР-Русские
шины" госкорпорации "Ростехнологии" и итальянской Pirelli
приоритетнее для СИБУРа, чем создание СП с "Татнефтью" в шинном
бизнесе. Это дает возможность СИБУРу продать за живые деньги
компанию, соотношение долга к EBITDA которой в 2011 году составит
3,8. Впоследствии "Ростехнологии" и Pirelli могут внести активы
СИБУР-РШ в СП с "Татнефтью", но не получат в нем даже блокирующего
пакета.
Сегодня пройдет совет директоров СИБУР-РШ,
который рассмотрит две сделки: продажу шинного бизнеса холдинга
госкорпорации "Ростехнологии" и итальянской Pirelli, а также его
возможное объединение с шинным бизнесом "Татнефти" (см. "Ъ" от 29
ноября). Докладчиком выступает замглавы СИБУР-РШ Игорь Караваев,
сделки не одобряются, а информация по ним просто принимается
советом к сведению. В СИБУР-РШ от комментариев отказались, но "Ъ"
удалось узнать подробности материалов к совету.
Как следует из документов, "сделка с
"Ростехнологиями" и Pirelli носит для СИБУР-РШ приоритетный
характер". Как уже сообщал "Ъ", в ходе этой сделки контролирующий
СИБУР-РШ нефтехимический холдинг СИБУР продает "Ростехнологиям" и
Pirelli 50,1% акций СИБУР-РШ за живые деньги (сумма сделки не
называлась). СП с "Татнефтью" рассматривается как альтернатива, и
эта сделка безденежная -- СИБУР и "Татнефть" просто вносят свои
активы в шинном бизнесе в СП, контрольный пакет которого (51%)
получает "Татнефть".
СИБУР сообщал, что между "Ростехнологиями" и
Pirelli, СИБУРом и "Татнефтью" в перспективе может быть создано СП
на базе шинных активов. Теперь выяснилось, что "Ростехнологии" и
Pirelli не получат в нем даже блокирующей доли: 19,6% и 4,9% акций
СП соответственно. Доля СИБУРа также будет ниже блокирующей (24,5%
акций), однако холдинг рассчитывать контролировать СП на
операционном уровне -- он сообщал, что хотел бы получить право
назначать менеджмент. "Татнефть" получит 51% акций.
В то же время из бизнес-плана СИБУР-РШ следует,
что у холдинга достаточно высокий долг. На 1 января с учетом
"Амтела" он составит 7 млрд руб., а на конец года вырастет уже до
11,6 млрд руб., то есть соотношение долг/EBIDTA будет на уровне
3,8. "Амтел" -- производитель легковых шин, который обанкротился.
Кредиторскую задолженность контролирует СИБУР. Размер совместного
долга "Амтела" и СИБУР-РШ высчитан уже с учетом того, что "Амтел"
конвертировал долг перед СИБУРом в свои акции. Таким образом,
долговая нагрузка в 11,6 млрд руб. на конец 2011 года обеспечена
главным образом инвестпрограммой СИБУР-РШ, которую холдинг
размораживает после кризиса.
Соотношение долг/EBITDA на уровне 3,8 -- это
довольно высокий показатель для нефтехимии и, в частности, для
шинного бизнеса, рентабельность которого невысока, отмечает Виталий
Крюков из ИФД "Капиталъ".
Таким образом, СИБУР рассчитывает с
помощью "Ростехнологий" и Pirelli выйти из непрофильного актива,
который обременен высоким долгом, отмечает Александр Назаров из ИФК
"Метрополь". Для СИБУРа это вполне понятная сделка, говорит
аналитик, а представители "Татнефти" также говорили, что не
возражают против трехстороннего СП сторон. Зачем нужна сделка
"Ростехнологиям", которые вместе с Pirelli должны заплатить за
активы СИБУР-РШ живые деньги, а в перспективе не получат даже
блокирующей доли в СП с "Татнефтью", до конца неясно, полагает
господин Назаров. Возможно, отмечает он, в перспективе
госкорпорация надеется перепродать свою долю в СП Pirelli как
профильному игроку. В конце ноября в совместном сообщении СИБУРа и
"Ростехнологий" утверждалось, что возможность создания
трехстороннего СП с "Татнефтью" сохраняется. Вчера в госкорпорации
сказали лишь, что детально конфигурация сделки с СИБУРом и
"Татнефтью" еще не обсуждалась.