Интервью с генеральным директором компании
«Метрополь Девелопмент» Олегом Королем
- Ваша компания строит в Москве комплекс
«Метрополия». Согласны ли вы с теми, кто сравнивает его с другим
крупным проектом - «Москва-Сити»?
- «Метрополия» – очень масштабный проект. Это не
просто обычный многофункциональный центр, а деловой район, где
будет построено 700 тыс. кв. м офисов класса «А». Для сравнения: по
данным компании «Jones Lang LaSalle», во всей Москве сейчас
насчитывается чуть более 1 млн. кв. м таких площадей.
Важно и другое. «Метрополия» появится в
Юго-Восточном округе Москвы, который традиционно считается
промышленной зоной со всеми вытекающими отсюда минусами. А мы хотим
превратить его в современный деловой район. Наши десять башен
вырастут на территории бывшего завода «Москвич». Он пустует уже
много лет, и его корпуса постепенно разрушаются. Зрелище, надо
признаться, не для слабонервных. Последние годы там снимали фильмы
ужасов и ленты про войну…
- Столице действительно очень не хватает
офисных площадей. Но часто застройщиков поделом критикуют за то,
что они «втыкают» громадные комплексы в сложившуюся застройку. При
этом порой не учитываются транспортные проблемы города. В
результате мгновенно возникают хронические пробки, бешеный дефицит
парковок. Как вы решаете эту проблему?
- Когда мы проектировали комплекс, то очень
плотно работали с Генеральным планом Москвы. Мы прекрасно понимали,
что рядом – перегруженный Волгоградский проспект. Поэтому в рамках
нашего проекта появится его «дублер», который выйдет в Печатники.
Также мы построим 15 тыс. парковочных мест. Помимо прочего, они
будут выполнять и роль перехватывающих парковок. Это будут
подземные стоянки с выездами на Третье кольцо и Волгоградский
проспект. Кроме того, сейчас в районе станции метро «Текстильщики»
строится Четвертое транспортное кольцо, к которому мы также
подведем развязки. Все десять корпусов комплекса будут объединены
общей стилобатной частью, где разместятся галереи с кафе и
магазинами. Туда будет вести новый выход из метро. Человек сможет
выйти из подземки и спокойно - под крышей - добраться пешком до
своего офиса, абсолютно не завися от погодных условий. Так что,
когда через пять-семь лет «Метрополия» откроется, транспортных
проблем не будет.
- Пять лет? Это рекордные сроки для проекта
такого масштаба. Уложитесь?
- Не вижу причин не успеть. Мы планируем шесть
фаз строительства комплекса. В зависимости от потребностей рынка,
мы даже можем их ускорять и оперативно подтягивать необходимую
инфраструктуру.
- Высота одной из ваших башен – 400 метров.
Сложно строить небоскребы?
- Мастер-план комплекса разработала японская
компания Nikken Sekkei. На сегодняшний день это компания номер один
в мире по проектированию высотных зданий. У нее столетняя история,
и за плечами - огромный опыт работы во многих странах: Японии,
Корее, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае… При этом практически
все проекты, которые созданы Nikken Sekkei, были воплощены в жизнь.
Большинство проектировщиков и даже многие «звезды» мировой
архитектуры похвастаться этим не могут.
Кстати, в процессе разработки проекта
«Метрополии» выяснилось, что строительные нормы в России гораздо
жестче, чем в других странах. Здесь наша страна превосходит даже
Японию с ее сейсмической активностью.
- И все-таки, почему для создания проекта вы
выбрали именно японскую компанию?
- Рассматривались разные кандидатуры. Но дело в
том, что у нас более трех лет работает представительство в Японии.
Мы видели, какие потрясающие современные деловые комплексы строят в
Токио. И нам захотелось, чтобы проект такого же уровня появился и в
России.
Поэтому мы выбрали японскую
архитектурно-инжиниринговую компанию с мировым именем. Между
прочим, было не так-то просто заполучить ее для участия в нашем
проекте. Специалисты Nikken Sekkei очень тщательно все взвешивали,
неоднократно приезжали в Москву, подробно изучали все на месте… И
только потом дали согласие.
У Nikken Sekkei огромный штат инженеров и
архитекторов. Поэтому они очень оперативно решают задачи по
проектированию комплексов любой сложности. У этой компании есть
множество революционных ноу-хау. Например, они разработали
уникальные решения, позволяющие экономить до 60% энергии при
освещении и отоплении здания. Эти технологии будут использоваться
при строительстве «Метрополии».
- Во что обойдется строительство комплекса? И
кто основной инвестор?
- Потребуются инвестиции порядка четырех
миллиардов долларов. Пока проект на 100% принадлежит нам – Группе
компаний «Метрополь». Но мы открыты для диалога, поэтому не
исключаем привлечение и других инвесторов.
- Сейчас подавляющее большинство российских
компаний, занимающихся строительством офисов, действуют по очень
простой схеме. Она похожа на ту, что используется в новостройках.
Строитель распродает офисные площади на «стадии котлована»,
завершает проект и умывает руки. Считается, что наш бизнес, как и
население, во что бы то ни стало стремится обзавестись собственной
«жилплощадью». Поэтому строители редко используют схему со сдачей
своих зданий в аренду. Вы работаете по той же схеме?
- У нас другой план. Мы как раз не хотим
распродавать площади. Вместо этого мы создадим управляющую
компанию. Она займется эксплуатацией и сдачей в аренду всего
комплекса зданий. Идея в том, чтобы продавать доли или акции именно
управляющей компании. Что это даст? Ее акции можно будет вывести на
биржу, провести IPO. Таким образом, капитализация проекта будет
увеличиваться. А заодно мы привлечем множество инвесторов. Для
России это пока что необычная модель. Но рынку надо расти и
подниматься над «простыми» схемами, предполагающими, условно
говоря, «розничную» продажу офисных площадей.
- В России огромный дефицит офисных площадей.
Неудовлетворенного спроса хватит лет на тридцать «стахановского»
строительства. И отнюдь не только в Москве. Есть ли у вас планы
начать застройку в регионах?
- Мы уже там работаем. Например, возводим
недвижимость в Бурятии. Это достаточно большая программа. Политика
очень простая: мы начинаем строить в тех регионах, где наша
компания уже присутствует. Там, где у нас есть какой-то другой, не
строительный бизнес.
- Другой ваш масштабный проект – «Остров Св.
Марка». Поразительно: российская компания обустраивает в
Адриатическом море собственный остров площадью в 30 гектаров …
Сколько он стоил?
- Остров принадлежал сербской туристической
компании «Путник». Это очень известная на Балканах фирма, созданная
в 1923 году и владеющая сетью отелей по всей бывшей Югославии.
Что-то вроде нашего «Интуриста». Когда-то остров Св. Марка у
«Путника» арендовала французская компания «Клаб Мед». Затем в
Югославии началась война. В связи с этим остров долго пустовал.
Когда жизнь в стране вернулась в нормальное русло, оказалось, что
«Путник» - банкрот.
Год назад Группа «МЕТРОПОЛЬ» приобрела «Путник»
за 42 млн. евро. Компания была в плохом состоянии. У нее были долги
в 11 млн. евро – в том числе по налогам и по зарплате. Сейчас мы
приводим в порядок отчетность. В первую очередь заплатили, наконец,
людям зарплату. Дополнительные инвестиции в компанию составили
более 35 миллионов евро.
В наших планах - развивать как сам остров Св.
Марка, так и туристическую сферу в Сербии и Черногории, в целом на
Балканах. А остров – замечательный, один из самых красивых на
Адриатике. Бока-Которская бухта, где он расположен, занесена в
список мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Вдобавок
он находится в очень удобном месте - в тихом заливе, недалеко от
побережья. До Тиватского международного аэропорта – 15 минут езды.
А оттуда час лета до Рима и Будапешта, три часа - до Москвы.
Остров Св. Марка в данное время необитаем.
Поэтому мы «спланировали» его буквально с нуля. В этом нам помогла
французская компания, которая уже делала подобные проекты в Италии,
Франции, ОАЭ. На острове появится отель, 240 частных вилл. Причем
мы ни в коем случае не планируем застраивать весь остров. Мы хотим
сохранить его уединенность и первозданную красоту. Площадь
застройки составит всего 15 % территории.
- Интересно, как ваши начинания смотрятся на
мировом фоне?
- Я только что вернулся с выставка MIPIM,
которая проходила в Каннах. Это – главный смотр достижений мировой
архитектуры, где собираются ведущие мировые компании, крупные
инвесторы. Наши проекты - и «Метрополия», и «Остров Св. Марка» -
вызвали огромный интерес. На наших стендах побывало очень много
посетителей - бизнесменов, строителей, архитекторов. И ни один не
остался равнодушным.
СПРАВКА
Деловой район «МЕТРОПОЛИЯ»
Район будет расположен на территории в 21
га, в 3 км от центра Москвы, на пересечении Волгоградского
проспекта и Третьего транспортного кольца. Объем инвестиций в
проект - около 4 млрд. долларов. Комплекс включает 700 тысяч кв.м
офисной недвижимости класса А, 80 тысяч кв.м торговой недвижимости,
80 тысяч кв.м апартаментов и 40 тысяч кв.м отелей категории «три -
четыре звезды».
«Метрополия» состоит из 10 башен. Высота
центральной башни - 400 метров. Находящиеся рядом с ней 9 зданий,
расположенные по спирали, образуют единое пространство, которое
подобно цветку лотоса, открывается на восток, навстречу восходящему
солнцу. Мастер-план комплекса разработала одна из крупнейших
архитектурно-инжиниринговых мировых компаний – японская Nikken
Sekkei, основанная в 1900 году. За свою историю она спроектировала
более 20 тыс. объектов. «Метрополия» - первый ее крупный проект в
России.
«Остров Св. Марка».
Самый большой остров Бока-Которской бухты,
которая расположена в южной части Тиватского залива Адриатического
моря, у юго-восточного побережья Черногории. Неподалеку расположены
культурные и исторические центры Древнеримской эпохи и
Средневековья, а также легендарный остров Святого Стефана.
На территории в 30 га планируется создать
уникальное пространство для комфортного отдыха. При проектировании
и строительстве особое внимание уделено контролю за сохранением
природной среды. Северная часть острова останется нетронутой, и
здесь гости смогут насладиться естественным ландшафтом. К 2010 году
на острове будет построено 93 тыс. кв. м недвижимости, в том числе:
240 частных вилл, апартаментов и таунхаусов класса de Luxe; отель
со СПА-центром, банкетным и конференц- залами и казино; детский
парк развлечений; бутики и художественная галерея; 5 ресторанов;
яхт-клуб с причалом на 148 яхт; спортивные площадки и теннисные
корты; вертолетные площадки; пляжи с открытыми барами и водными
аттракционами.