АвтоВАЗ решил не сокращать персонал, но
урезал сотрудникам зарплату
Екатерина Сороковая
С сентября этого года до марта следующего
зарплата сотрудников АвтоВАЗа будет сокращена вдвое: на предприятии
вводится режим неполной рабочей недели. Решение об этом вчера
приняло руководство автозавода после согласования с профсоюзом.
Как пояснили корреспонденту "Газеты" на
АвтоВАЗе, работа в цехах теперь будет вестись пять дней в неделю в
одну восьмичасовую смену. При этом график работы персонала будет
сменным - 20 часов в неделю. Оплата привязывается к фактически
отработанному времени.
"Сейчас предприятие работает по такой же схеме,
однако время простоя по закону оплачивается из расчета две трети
зарплаты", - рассказал пресс-секретарь АвтоВАЗа Александр
Шмыгов.
Он пояснил, что после введения неполной рабочей
недели простой оплачиваться не будет. В то же время ни один
сотрудник предприятия не будет уволен по сокращению.
В профсоюзе АвтоВАЗа от комментариев
воздержались. Однако глава независимого профсоюза "Единство" Петр
Золотарев в разговоре с корреспондентом "Газеты" был возмущен тем,
что работодатель с ним не консультировался.
Впрочем, заявлять свой протест в отношении
принятого решения Золотарев не спешит. "В ближайшее время мы
соберем профсоюзный комитет для того, чтобы определить нашу
позицию", - сказал он.
Вице-президент Всероссийской конфедерации труда
Василий Мохов ожидает митингов и пикетов. Работнику не обязательно
вникать в экономическую ситуацию работодателя, уверен он, у него
есть право на труд в течение всей рабочей недели, и он должен
требовать оплаты своего труда.
Сейчас на предприятии занято примерно 100 тыс.
человек. В 2008 году завод потратил на персонал более 26 млрд
рублей, неполная рабочая неделя позволит сэкономить более трети
этой суммы - около 8 млрд рублей.
"Руководство АвтоВАЗа приняло такое
решение, исходя из прогнозов на 2009 год, по которым продажи
автомобилей в России упадут до 1,2 млн, а на долю АвтоВАЗа придется
30% рынка", - говорит аналитик инвестиционной компании "Метрополь"
Михаил Пак (в 2008 году в России было продано 2,7 млн автомобилей,
а доля АвтоВАЗа составила 25%).
"В течение 2009 года автозавод рассчитывает
продать 360 тыс. автомобилей, что вдвое меньше, чем по результатам
2008 года", - поясняет аналитик.
Но даже эти планы выглядят оптимистично. По
данным АСМ-холдинга, за пять месяцев 2009 года продажи АвтоВАЗа
упали на 45% и составили 151 тыс. автомобилей. Этот период станет
самым тяжелым в истории АвтоВАЗа, полагает замглавы аналитического
центра АСМ-холдинга Юрий Кравцов. "Мощность завода рассчитана на
600--800 тыс. автомобилей в год, но в кризис спрос практически
отсутствует", - говорит Кравцов.
Восстановление рынка, по его прогнозам, начнется
не ранее 2011--2012 года, а выход на докризисное уровень выпуска у
АвтоВАЗа займет в лучшем случае три года.