Мария Цыбульская
Марка Saab доживает последние дни. Руководству нечем
расплачиваться с долгами, а головная компания General Motors
выводит марку из своих активов с 1 января 2010 года. Если к этому
моменту не найдется инвестор, готовый взять на себя обязательства
перед кредиторами, компания разорится.
В пятницу компания Saab Automobile (подразделение GM) заявила,
что намерена воспользоваться законом по защите от кредиторов, чтобы
провести реструктуризацию и привлечь новых инвесторов, передает
Reuters. Это последний шанс оттянуть банкротство. Только за 2009
год долги компании достигают $250 млн. Головной офис, который также
погряз в долгах, принял решение вывести Saab за рамки своих активов
с 1 января 2010 года, но оплачивать долги своего подразделения в GM
не могут уже сейчас. «Мы будем использовать все возможности, чтобы
привлечь инвесторов и (или) продать Saab, и провести реорганизацию
компании», – заявил директор компании Ян Йонссон.
В GM надеялись, что актив выкупит шведское правительство:
исторически и географически марка зародилась именно там, кроме
того, в Швеции все еще функционирует завод Saab.
Однако правительство Швеции не намерено выкупать Saab Automobile
у ее владельца. В правительстве не считают нужным в сложившейся
ситуации компенсировать ошибки американской автокомпании. Все, на
что могут рассчитывать сотрудники, – поручительство в кредите на
$400 млн перед американцами, а также пенсионные пособия для
работников шведских заводов, передает ИТАР-ТАСС. Этот кредит
поможет достичь уровня продаж в 120–130 тысяч машин в год, что
способно вернуть компанию к прибыльности к 2011–2012 году.
По мнению премьер-министра Швеции Фредрика Райнфельдта, продажа
Saab – «ловушка», которую приготовило руководство американского
концерна. «О чем не рассказывают директора концерна – их расходы,
связанные с закрытием Saab, составят 8 млрд крон (800 млн евро)», –
считает Райнфельдт. По расчетам министерства промышленности Швеции,
покупка Saab обойдется государству дороже, чем выплата пособий по
безработице бывшим рабочим и служащим компании в течение 4–5
лет.
Однако аналитики инвестиционного рынка сомневаются, что в
условиях кризиса найдутся покупатели на убыточный актив.
«В ситуации с Saab речь идет не о реальной покупке марки,
а о том, что найдется инвестор, готовый взять на себя обязательства
по выплате долгов компании в счет будущих прибылей», – рассказал
аналитик компании «Метрополь» Михаил Пак. По его словам,
вероятность, что в последний момент найдется решение проблем
компании, небольшая: «GM выставил на продажу свои активы довольно
давно. Ими могли бы заинтересоваться китайские или индийские
инвесторы, однако до сих пор этого не произошло».
С ним согласен аналитик ИК «Финам» Константин Романов. «Ситуация
на рынке довольно сложная, так что желающих вкладывать в
сомнительные проекты может и не найтись», – считает эксперт.
При этом в российском представительстве компании General Motors
«Газету.Ru» заверили, что сервисное обслуживание владельцев
автомобилей марки Saab останется на высоком уровне и после выхода
марки из концерна, и даже в случае банкротства. «Дилерская и
сервисная сеть – это отдельный бизнес, который будет существовать
вне зависимости от существования головного офиса марки, – пояснил
представитель GM Роман Скольский. – Кроме того, запчасти для
сборочных предприятий производят заводы автокомпонентов, даже после
закрытия автомобильных конвейеров они продолжат делать запчасти для
ремонта уже выпущенных машин».
Компания основана в 1937 году в Линчёпинге, изначально
занималась производством самолетов для шведских ВВС. В 1949 году
начался выпуск первого автомобиля марки Saab — модели 92. Сейчас
компания выпускает 3 модели, и еще полтора десятка концептов
находятся у инженеров в разработке.