Новая стратегия “Русала”Бокситы — купить, производство банок —
продать
Илья Хренников
“Русал” планирует потратить в этом году $500 млн
на приобретение сырьевых активов за рубежом. Таким образом компания
собирается обеспечить сырьевую независимость своему основному
бизнесу по производству первичного алюминия. А вот от
самостоятельного выпуска продукции из алюминия “Русал” может
отказаться. В производство пивных банок компания планирует привлечь
иностранного партнера — польскую Can-Pack.
“Русал” – третий по величине в мире
производитель алюминия. Выручка в 2003 г. – $4,5 млрд, в 2004 г. –
$5,4 млрд. Собственным сырьем “Русал” обеспечен на 60%. “Русал”
управляет двумя предприятиями в Республике Гвинее – горнодобывающим
комбинатом КБК в Киндии с проектной мощностью 3 млн т бокситов в
год и глиноземным заводом во Фрии с мощностью 700 000 т глинозема в
год. В 2004 г. “Русал” увеличил производство алюминиевых банок и
крышек для пищевой промышленности на 24% по сравнению с 2003 г. –
до 22 063 т.
Вчера гендиректор “Русала” Александр Булыгин
заявил, что в этом году на покупку новых активов компания планирует
потратить около $900 млн. Причем $401 млн из этой суммы пойдет на
оплату 20% акций крупнейшего в мире производителя глинозема —
австралийского завода компании Queensland. Оставшиеся средства
компания собирается использовать для приобретения других сырьевых
активов. По словам Булыгина, “Русал” собирается принять участие в
конкурсе на разработку месторождения Aurukun в Австралии с тем,
чтобы поставлять бокситы с него на Quinsland. Также “Русал”
собирается достроить ГЭС в Конго, необходимую для разработки
бокситового месторождения Диан-Диан, которое уже находится в
управлении “Русала”. По словам Булыгина, не оставляет “Русал”
надежды договориться и с правительством Нигерии о приобретении в
этой стране недостроенного алюминиевого завода Alscon. А вот ставка
владельца “Русала” Олега Дерипаски на производство изделий из
алюминия себя не оправдала. Несколько лет назад “Русал” построил
завод по производству банок “Ростар”, купил производителя проката —
Белокалитвенское металлургическое предприятие (БКМПО) и Самарский
метзавод. Последние два уже проданы Alcoa. А для “Ростара” “Русал”
собирается привлечь иностранного партнера. Как рассказали
“Ведомостям” в “Ростаре” и Can-Pack, обе компании ведут
консультации о возможном сотрудничестве. Источник “Ведомостей”,
знакомый с ходом консультаций, говорит, что “Русал” и Can-Pack
собираются создать СП, в которое может быть внесен “Ростар”,
объединяющий два баночных завода — в подмосковном Дмитрове и
Всеволожске (Ленобласть) и три завода Can-Pack — два в Польше и
один на Украине, которые специализируются на выпуске именно
алюминиевых банок. СП станет четвертым по величине в мире
производителем алюминиевых банок, к концу 2005 г. его
производственная мощность составит около 6 млрд банок в год. При
100%-ной загрузке СП сможет выпускать продукции на $700 млн в
год. Впрочем, на тот случай
Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев говорит, что продажа первичного
алюминия — основной бизнес “Русала” и ставка именно на приобретение
сырьевых предприятий оправданна. А Максим Матвеев из
Альфа-банка добавляет, что на рынке первичного алюминия “Русал” уже
стал глобальным игроком, а вот завоевать такую же позицию на рынке
алюминиевых изделий сложно и затратно. “По всей видимости, “Русал”
решил этого не делать, этим объясняется и продажа БКМПО и СМЗ, и
партнерство с поляками, которое может стать прелюдией к продаже
“Ростара”, — прогнозирует аналитик.
НИ ГРАММА ИЗ АВСТРАЛИИ
Как рассказал вчера Александр Булыгин, сделка по
покупке его компанией 20% акций австралийской Queensland Alumina
будет закрыта до 1 апреля. По его словам, помимо обязательства
оплатить эти акции “Русал” погасит долг прежнего собственника
20%-ного пакета — американской Kaiser в размере около $60 млн.
Правда, в нынешнем году “Русал” не сможет получить ни грамма сырья
с австралийского завода. Все поставки глинозема на нынешний год уже
законтрактованы, отметил Булыгин.