Новогодние праздники прошли, и ритейлеры
подсчитывают доходы. Продажи в секторе розничной торговли выросли
из-за предновогодних трат населения. Но что ждет потребительский
сектор в наступившем году?
Особенно явно почувствовали на себе
предновогодний ажиотаж компании сегмента продуктовой розницы. Пока
из публичных ритейлеров отчитался только Магнит – рост продаж по
итогам декабря составил порядка 22,8% в рублёвом выражении, при
этом значительно увеличив темпы роста в сравнении с ноябрём. Но и у
других торговых сетей ситуация не хуже. Руководство X5 Retail Group
отмечает достаточно сильные результаты декабря, правда,
абсолютные цифры компания планирует раскрыть 19 января.
«Декабрь равен двум ноябрям, — комментирует
предновогодний успех сектора торговли исполнительный директор
Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. —
Праздники генерируют поток покупателей, который проходит, правда,
до наступления праздников. В первые недели января люди сидят по
домам, подарки дарить не надо, многие уехали. Так что для розницы
наступает спад продаж и прибыльности. 10-12 января спрос
восстанавливается».
Но теперь праздники закончились, и возникает
вопрос, что будет с потребительским сектором России в нынешнем
году. Вернется ли он к кризисному снижению или начнет
восстанавливаться?
По данным Росстата, российскому розничному
сектору далеко до выхода из кризиса: этот сегмент рынка все еще
демонстрирует снижение. Однако крупнейшие игроки рынка в последнее
время набирают обороты. «Мы отмечаем, что публичные операторы
розничной торговли продолжают увеличивать выручку, значительно
обгоняя рынок в целом. Последние данные, публикуемые Росстатом, по
динамике оборота розничной торговли демонстрируют падение оборота в
реальном выражении в январе-ноябре 2009 года на 5,7% (падение в
ноябре составило около 6,4%). Мы полагаем, что текущие высокие
темпы роста тройки публичных сетей продуктовой розницы – Магнит,
Дикси Групп, X5 Retail - сохранятся и в 2010 году за счет высокой
динамики открытий», - прогнозирует Сергей Фильченков из
«ФИНАМа».
С тем, что открытие новых магазинов станет
хорошим стимулом к росту согласны и эксперты Высшей школы
экономики, утверждающие, что российская розница находится на
пороге нового рывка. Они отмечают сильное влияние расширения
западных розничных сетей в России. Специалисты высоко
оценивают доходность бизнеса в России и верят в дальнейшее развитие
ритейла.
В свою очередь, аналитик ИФК «Метрополь»
Мария Сулима ждет роста потребительского спроса в 2010 году. Кроме
того, должен восстановиться трафик из-за ожидаемого улучшения
макроэкономических показателей.
«Если в 2009 году мы наблюдали переход
потребителей из супермаркетов в дискаунтеры, то в 2010-м может
начаться обратный процесс: постепенный возврат потребителей в
магазины более высокой ценовой категории, а также рост среднего
чека как результат роста располагаемых доходов относительно 2009
года. В частности, сегмент гипермаркетов, по идее, должен показать
лучшую динамику продаж по сравнению с 2009-м», - отмечает
эксперт.