ИА "РОСФИНКОМ": УК должны ответить по своим обязательствам или уйти с рынка. Интервью Управляющего директора УК "МЕТРОПОЛЬ" Анатолия РАБИНОВИЧА
ИА "РосФинКом"продолжает тему
сложившихся по итогам 2008 г. взаимоотношений между
негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями,
которые управляли их активами. Главная проблема, напомним,
заключалась в том, что стоимость активов в управлении за 2008 г. (в
связи с падением фондового рынка) снизилась в 2-4 и более раз, что
формально можно трактовать как неэффективную работу управляющих
компаний, особенно в тех случаях когда доходность прямо
гарантировалась пенсионному фонду строкой договора ДУ. Управляющие
компании же говорят об объективных причинах серьезной переоценки
средств в управлении, и о рисках, которые каждый участник рынка (в
том числе и НПФ) должен
воспринимать адекватно. Свой взгляд на проблему в интервью
ИА "РосФинКом" представил Управляющий
директор УК "МЕТРОПОЛЬ"
Анатолий Рабинович.
ИА "РосФинКом": Оценка перспектив дела по иску
ТНК-Владимир - если отталкиваться от
существующей юридической базы и логики российской судебной
практики, сможет ли суд удовлетворить иск, поскольку от этого
прецедента будет зависеть судьба практически всего рынка
НПФ?
У нас в стране не прецедентное право, и суд может принять любое
решение. Поэтому, на мой взгляд, все будет зависеть от того, станет
ли этот иск единичным случаем или претензии со стороны НПФ к УК
будут носить массовый характер. Однако убежден, что именно решения
и позиция судебных органов могут подтолкнуть законодателей и
регулятора изменить законы и нормативные документы, описывающие
взаимоотношения между НПФ и УК. Многим стало очевидно, что
соответствующие поправки необходимо готовить уже сейчас.
Возвращаясь к иску ТНК-Владимир и другим подобным искам,
напомню, что на протяжении многих лет договорные отношения между
многими НПФ и УК строились именно на том, что в договорах по
управлению прописывалась пусть минимальная, но гарантированная
доходность. При резко растущем фондовом рынке на 50-80% в год на
этой договорной базе многие получали неплохую прибыль. Однако не
все УК соглашались на такие условия работы с НПФ и в большинстве
случаев оказывались неконкурентоспособны и практически были лишены
возможности управлять средствами НПФ. К таким компаниям относилась
и УК "Метрополь", которая обслуживала все эти годы только один
НПФ.
В кризисной ситуации стало ясно, что в долгосрочном плане наша
позиция была более прагматичной и надежной. Сегодня мы точно знаем,
что к нам не будут обращены подобные иски. Но и соглашаться с тем,
что УК, которые брали на себя риски и гарантировали доходность,
теперь могут не отвечать по своим обязательствам, мы не будем. По
своим обязательствам надо отвечать, а в случае невозможности это
делать, не стоит винить в этом несовершенное законодательство и
искать защиту у регулятора и у государства. С рынка должны уйти
компании, не готовые по разным причинам нести свою ответственность
перед клиентами, за компанию и рынок в целом. Должно пройти его
очищение, пусть даже при помощи судебных органов. Главное, чтобы не
было разных подходов к однотипным делам в зависимости от положения
и связей истца и ответчика. В ближайшее время мы направим в
Национальную лигу управляющих свои предложения. Надо уйти от
обсуждения конкретных исков, пусть стороны сами защищают себя. Мы
же должны заняться реальным и серьезным преобразованием рынка
коллективных инвестиций, в том числе и по дальнейшему
взаимодействию между НПФ, УК, ФСФР,
саморегулируемыми организациями и нашими клиентами.
ИА "РосФинКом": Ваш прогноз - как может развиваться ситуация
в этом случае, если НПФ начнут массово подавать иски, что будет с
рынком?
Положительные решения судов по искам НПФ к УК в части
гарантированной доходности приведут не только к резкому уменьшению
количества УК, но и будут способствовать построению нового и
цивилизованного рынка коллективных инвестиций. Я предлагаю ФСФР в
марте-апреле провести новый конкурс на право управления пенсионными
средствами граждан с новыми, более жесткими критериями и правилами,
отвечающими возникшей ситуации. И полагаю, что соответствовать им
смогут только 20-25 компаний, которым и будет дано право
обслуживать пенсионный рынок. 59 компаний, отобранных в прошлые
годы, - это для действующего рынка многовато. Уполномоченными на
этом рынке должны быть крупные и средние компании, которым этот
бизнес стратегически важен, которые готовы вкладываться в его
перспективное развитие.
ИА "РосФинКом": Ситуация должна разрешаться на
государственном уровне - с четко заявленной позицией государства по
оценке сложившейся ситуации и понятной, однозначно трактуемой
схемой по разрешению сложившегося кризиса. По Вашему мнению, какими
должны быть эти шаги - в плане изменения законодательства,
отношения к переоценке активов в управлении, урегулирования
конкретных конфликтов между НПФ и УК, возмещения убытков вкладчикам
фондов и т.п.?
Позиция государства должна быть в первую очередь направлена на
защиту самого рынка коллективных инвестиций, а не его отдельных,
пусть даже очень уважаемых участников. Поэтому считаю, что ФСФР не
должна вмешиваться в обсуждение конкретных исков компаний. Вместе с
тем очевидно, что после одобренной Правительством России Стратегии
развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., в которой рынку
коллективных инвестиций места почти не осталось, необходимо
разработать Концепцию развития рынка коллективных инвестиций и его
Программу хотя бы на ближайшие 2 года. Именно с этими инициативами
и будет выступать УК "Метрополь".
В этих документах должны быть заложены все элементы нового
рынка, необходимые поправки в законодательные и нормативные
документы, права и обязанности его участников и, в том числе, их
финансовая ответственность на случаи неисполнения обязательств. Мы
должны создать и долгосрочные финансовые инструменты на рынке, и
долгосрочных участников, прозрачную систему для клиентов и
вкладчиков. Вот почему позиция Минфина по вопросу переоценки
активов не только противоречит действующему законодательству, но и
является разрушительной. Именно переоценка стоимости активов по
рыночной цене на отчетную дату, а не по цене покупки, минимизирует
возможность злоупотреблений и манипулирования.
В качестве примера могу привести случаи, когда для привлечения
ресурсов и клиентов проводились дорогостоящие массовые рекламные
компании с публикацией отчетов о доходности в размере 200-300% за
несколько лет. Однако по итогам 2008 г. оказалось, что показатели
этих компаний не только далеко превышают и без того серьезное
падение фондового рынка, но и для многих фатально. Некоторые из
этих компаний мы уже не видим на рынке или скоро не увидим.
В связи с этим наше предложение следующее (оно, убежден,
отражает стратегическое видение перспектив самого рынка): на рынке
коллективных инвестиций должны быть приняты равные конкурентные
условия между государственной управляющей компанией -
ВЭБ, управляющими компаниями с
участием государства или компаний с государственным участием (УК
"ВТБ-управление активами", УК
"Газпромбанк- управление
активами", УК "Лидер") и частными управляющими компаниями и НПФ.
Допуск на рынок и в разные сегменты этого рынка должен быть очень
строгим и соответствовать прописанным публичным условиям. Однако
внутри самого сообщества не должно быть дискриминации. Критерием
надежности и профессионализма должно стать качество обслуживания
клиентов, эффективное управление активами, полное исполнение
принятых на себя обязательств, в том числе через создание страховых
и компенсационных механизмов.
ИА "РосФинКом": Как с учетом наработанного опыта должны быть
распределены функции регулирования рынка между государством в лице
ФСФР и ассоциациями участников рынка: как вариант, на государстве -
законодательное обеспечение функционирования рынка и стратегический
контроль за его исполнением, на ассоциациях - разработка
нормативной базы, текущий контроль, разработка тех самых основных
"правил игры", "цеховых принципов" и применение санкций
административного уровня, создание системы взаимной
ответственности, ее страхования?
При всем моем уважении ко всем существующим на рынке ценных
бумаг и рынке коллективных инвестиций саморегулируемым
организациям, убежден, что основные "правила работы",
инфраструктура, законодательное обеспечение полностью лежит на
государстве. Участники рынка в этой части не могут заменить
государство, особенно в нынешних условиях кризиса. Однако это не
означает, что эти организации не нужны. Именно профессиональное
сообщество несет на себе ответственность за формирование рынка, его
идеологии, структуры и механизмов взаимодействия. Именно участники
рынка могут и должны подготовить свою Концепцию по развитию рынка
коллективных инвестиций на 2009-2010 гг., обсудить ее в своих
ассоциациях и союзах и направить на рассмотрение в ФСФР и в
Правительство России, настаивая и
добиваясь ее принятия. Только мы сами можем помимо нормативных
документов Правительства и регуляторов принять для себя
определенные стандарты работы, договорные взаимоотношения и многое
другое, что позволит успешнее развивать это направление бизнеса.
Эту работу необходимо было начать задолго до кризиса в момент
зарождения рынка и сейчас откладывать решение этого вопроса нельзя.
В противном случае государство может, например, принять решение (в
случае неблагоприятно складывающейся конъюнктуры), что на рынке
должна существовать только одна государственная управляющая
компания или что "конкурировать" с ней будут компании только с
государственным участием, а частных компаний на рынке не будет, а
тогда и отпадет необходимость в саморегулируемых организациях.
Поэтому именно с целью сохранения на рынке частных компаний,
построения конкурентного рынка мы и должны помочь государству в
определении вектора и модели его развития. Только в этом случае, на
мой взгляд, мы сможем претендовать на построение в России к 2020 г.
полноценного мирового финансового рынка с развитым валютным,
товарным, фондовым рынком, рынком коллективных инвестиций и рынком
производных финансовых инструментов на все возможные базовые
активы.