26
Декабря
2016
Статья о талантливом летчике, сотруднике аэропорта "Байкал" Бимбе Бадмаевиче Ринчинове
Бимба Ринчинов был одним из первых морских
летчиков в СССР
Бурятия - родина смелых воинов, которые на своих
быстрых конях на полном скаку умели стрелять из лука и побеждать.
Залогом успеха любого юноши было умелое обращение со своим конем.
Наш герой Бимба Бадмаевич Ринчинов в своей жизни смог обуздать не
простого скакуна, а целый истребитель. А если говорить точнее, ему
удалось полетать на целом «табуне» советских
истребителей.
Сейчас ему 72 года. На первый взгляд, в это
сложно поверить, когда ты видишь бодрый шаг, военную выправку,
веселую улыбку и мудрые глаза.
Курсант Ринчинов.
Бимба Ринчинов стал летчиком-истребителем
неспроста. В четырнадцать лет после кончины матери он попал в
городской интернат. Там юноше из Баунта пришлось отстаивать свою
честь и добиваться уважения среди нового окружения. В те годы у
него появился друг Юра. У них было много общего. Прежде всего оба
сироты, оба мечтали стать военными, чтобы обеспечить себе достойную
жизнь. Сначала ребята хотели стать моряками, но, подумав, Юра
предложил поступить в летное училище. Бимба поддержал эту
мысль.
- Я чувствовал, что никакой поддержки у
меня не будет, если поступлю в гражданский вуз. Там же нужны
деньги. И мы решили идти в военные, - рассказывает Бимба
Бадмаевич.
Они рассказали о своем решении воспитателю в
интернате. Та захотела помочь им и попросила своего мужа, офицера
Советской Армии, найти хорошее летное училище. Было решено
поступать в Качинское летное училище. Но перед отъездом
случилось так, что Юра трагически погиб. Тогда Бимба решил
воплотить их общую мечту за двоих и поехал в город Качу. Поступить
ему удалось легко. Был, кстати, единственным бурятом в училище. А
вот учеба давалась не очень просто. Помогало то, что по физическим
данным и смекалке он был одним из лучших. В Качинском училище он
«обуздал» первый самолет и научился воевать на нем, как на
«маневренном коне». После выпуска молодой лейтенант попал в
Германию. Летал на истребителе Миг-21. В 1968 году
летчику-истребителю пришлось «захватывать» небо Чехословакии.
Дружеский шарж на бурятского летчика от солдата,
который увидел своего командира таким
- Я участвовал в чехословацких событиях.
Летал на Миг-21. Треугольный такой самолет. Выполняли задачу
прикрытия чехословацкого неба от западных военно-воздушных сил.
Перед этими событиями мы летали над Европой полками. Это заставляло
наших западных соседей нервничать. Мы боялись вылетать группой с
полными баками и летать до малого остатка. Однажды самолет немного
не долетел до аэродрома. У него закончилось горючее, и летчику
пришлось бросить исправный самолет. К счастью, западные самолеты не
прилетели, нам не пришлось сражаться с ними. На земле происходили
столкновения, гибли люди. Но небо мы бы не отдали, это факт. Тогда
у нас самолеты были самые лучшие, - вспоминает летчик.
Командир полка Ринчинов
После пяти лет в Германии капитан Ринчинов
поступил в командное училище. Через три года, выйдя оттуда майором,
был назначен командиром эскадрильи лётной части в Ивано-Франковской
области. Служил он там недолго. И снова Бимбе Ринчинову пришел
приказ вылетать в Германию. Еще пять лет он служил в составе войск
Варшавского договора. Там Бимба Ринчинов получил звание
подполковника и стал командиром полка.
- Под моим командованием было 40 боевых
самолетов. Плюс 4 - 6 «спарок» (самолетов с двойным
управлением), 3 части обеспечения и 65 летчиков. Летный состав,
инженерно-технический состав, срочники - все были в полку, -
рассказывает Бимба Ринчинович.
Табун истребителей
Время заставляло мир быстро меняться, и на
вооружение стали поступать новые самолеты, а вместе с ними
появлялись и новые возможности управления боевым «конем». За всю
службу он летал за штурвалом всех моделей ОКБ Микояна и некоторых
моделях ОКБ Сухого. Самым лучшим из них он считает СУ-27.
- Сегодня на его базе сделаны почти все
самолеты современности. Это просто мечта летчика. Он огромных
размеров, доходит до того, что я в полный рост могу пройти везде,
не пригибаясь. Управляется он двумя пальцами. Четыре основные
системы продублированы по четыре раза. То есть порой взлетаешь на
нем, а на приборной панели зажигаются огни, как на новогодней елке.
Смотришь, один канал отказал - можно летать. Второй отказ - можно
летать. А если третий отказал, тогда пора домой. Но такого ни разу
не было, - говорит он.
Чтобы летчик был всегда готов вылететь на боевое
задание, командование приказывает летать как можно чаще. У Бимбы
Бадмаевича есть масса историй об учебных вылетах. Но самый
интересный случай с ним произошел на земле перед полетом.
- Я в этот день отлетал дневную подготовку и
приступил к ночной. Настроение отличное, все получается. Выруливаю
на полосу. У нас отработана система - перед взлетом выпускаешь
закрылки, и экран шасси ставишь в нейтральное положение, чтобы
после взлета было проще шасси убрать. А я на взлете поставил его на
уборку. Шасси не убрались - прижаты весом полностью заправленного
самолета. Самолет стоит на полосе на тормозах. Я включаю форсаж,
отпускаю тормоза. Меня бросает в крен. И тут я понимаю, что убрал
шасси. Быстро дал по тормозам, выпустил шасси. И получилось так,
что самолет не коснулся земли. В общем, он двинулся примерно на
метр. Вытолкнуть шасси гидравлика не смогла. Пришлось доложить, что
я убрал шасси. Нужно просто себе представить: в полку 10 - 15
самолетов в воздухе, а посадочная полоса занята. И она занята
Ринчиновым. Чтобы убрать этот самолет, нужно было часа четыре.
Подвозили надувные подъемники, подключали гидросистему, выпустили
шасси. Поставили на стопоры и только потом убрали самолет. Вот так
однажды я сорвал все полеты, - теперь уже с улыбкой вспоминает
Бимба Ринчинов.
Летчик-моряк
В конце 70-х в Афганистане становится
неспокойно. Ринчинова назначают заместителем командира полка в
Грузии. Потом пришел приказ ехать в Монголию на должность
замкомдива. А там Бимбе Бадмаевичу предложили перейти в морскую
авиацию. Так наш герой осуществил свою давнюю детскую мечту. Он
стал одним из первых людей в стране, кто осваивал новую технику и
передавал азы молодым. Непосвященный человек может подумать, что
между сухопутным и морским летчиком практически нет разницы, но
Бимба Бадмаевич с этим не согласен.
- Между сухопутными и морскими летчиками
есть огромная разница. Во-первых, специальная подготовка именно над
морем, ведь там нет характерных ориентиров. Они появляются только
когда, приближаешься к берегу. Во-вторых, погодные условия на море,
как правило, сложные и часто бывает так, что не видно горизонта.
Часто облачность, туман. Очень сложно пилотировать в таких
условиях. Особенно над морем на малой высоте. Поэтому летчиков
морской авиации учат определять высоту даже по ощущениям.
Сухопутному летчику сразу освоиться нелегко, - говорит
он.
Бимба Бадмаевич отдал защите Родины 35 лет, 30
из которых отлетал. Демобилизовался он в 1993 году с украинского
Крыма. В Улан-Удэ в 90-е годы решил идти в бизнес, но с
предпринимательством не сложилось. Потом занимался передачей
авиаремонтного завода на баланс республики, а затем города. Позже
работал в коммерческой фирме. Ушел на пенсию в 70 лет.
Воины среди бурят были всегда, и на душе
становится тепло от того, что и в наше время нынешнему поколению
есть кем гордиться.
Фото из личного архива Б.Ринчинова
Интервью infpol:
http://www.infpol.ru/news/society/122327-kak-sirota-iz-buryatii-stal-zamestitelem-komandira-aviatsionnoy-divizii-v-mongolii-/